29 АВГУСТА – 1 СЕНТЯБРЯ 2008 г.

                     
   
   
   "N-TV", Германия 29.08.2008
   Хубертус Фольмер (Hubertus Volmer)
   
   Россия не могла по-другому
   Страна,   которая  обстреливает  город  в  своей  собственной
стране, не может быть членом НАТО!
   
   Эрхард   Эпплер   (Erhard  Eppler)   считает,   что   главная
ответственность  за нынешний конфликт между Востоком  и  Западом
лежит  на  США. Правда, Россия в конфликте вокруг  Южной  Осетии
реагировала  слишком  бурно, говорит член Социал-демократической
партии  Германии в интервью n-tv.de. 'Но что другое должна  была
бы  сделать Россия, объяснить сложно'. Эпплер считает возможным,
что  американские  советники  в  Грузии,  а  вместе  с  ними   и
американское правительство знали о подготовке к войне. На вопрос
о том, кто мог бы извлечь пользу из войны, он сказал: 'Возможно,
это приносит пользу Маккейну (McCain) в предвыборной борьбе'.
   n-tv.de:   Кто,  по  вашему  мнению,   несет   главную
ответственность  за  нагнетание напряженности  между  Россией  и
Западом?   Соединенные  Штаты  Америки  обращались   с   Россией
недостаточно  по-партнерски, европейцы  определили  неправильные
приоритеты или вина лежит на России? Что оказалось не так?
   Эрхард  Эпплер:  Я считаю, что  Соединенные  Штаты  и,
прежде  всего, нынешнее правительство еще не осознало того,  что
время  однополярного мира прошло, и что мы живем в многополярном
мире.  И это, естественно, означает, что такая страна как Россия
может  предъявлять такие же требования, как и Соединенные Штаты,
в том, что касается ее собственной безопасности.
   n-tv.de:  Вы  считаете легитимными возражения  русских
против  системы  противоракетной  обороны,  которую  США   хотят
разместить в Польше и Чехии?
   Эпплер:  Представьте себе,  пожалуйста,  что  русские,
против  кого  бы то ни было, разместили бы такую систему  ПРО  в
Мексике.  Разумеется, Соединенные Штаты не стали бы это терпеть.
Но времена, когда Соединенные Штаты могли себя позволить то, что
они  никому  другому  обычно не разрешают, как  раз  подходят  к
концу.
   n-tv.de: Должна была ли Европа активнее брать на  себя
посредническую  функцию, должна была ли она возможно  предвидеть
также, что этот латентный конфликт вокруг Южной Осетии и Абхазии
приведет к эскалации?
   Эпплер:  Проблема состоит в том, что Европы  почти  не
существует! В Европе отдельные государства, которые входят как в
Европейский Союз, так и в НАТО, без согласия НАТО или  Евросоюза
объединяются  с американцами. Это не может привести  ни  к  чему
хорошему.
   n-tv.de: Считаете ли Вы, что спор вокруг  системы  ПРО
является отправной точкой нынешнего конфликта?
   Эпплер: Нет. Я считаю эту систему бессмысленной  и  не
имеющей рационального обоснования. Представления о том, что Иран
направит  на Соединенные Штаты ядерные ракеты, не от мира  сего.
Во-первых,  у  Ирана нет межконтинентальных ракет, во-вторых,  у
него  нет боеголовок, и, в-третьих, если бы у него была хотя  бы
одна или две боеголовки или две ракеты, то тогда после первой же
ракеты,  которую он запустит по Соединенным Штатам,  Иран  будет
разрушен  в  течение  пяти  часов.  Это  было  бы  самоубийством
государства.  А актов самоубийства государств не бывает,  бывают
лишь самоубийства, которые совершают отдельные люди.
   n-tv.de: В чем отправная точка размолвки, произошедшей
между  Западом  и Россией? Сегодня это выглядит почти  уже  так,
словно  вообще  невозможно  найти общий  язык.  В  чем  основная
проблема, как это началось?
   Эпплер:  Основная  проблема  заключается  в  том,  что
Россия после прекращения существования Советского Союза в начале
была  очень слабой и беспомощной, она должна была все  терпеливо
сносить, в том числе и продвижение НАТО к российским границам. А
теперь  Путин  снова  превратил Россию  в  государство,  которое
функционирует: в государство, которое влиятельно в экономическом
и,  кроме того, еще и в военном отношении. Теперь к этому должен
привыкнуть мир.
   n-tv.de: Было ли ошибкой расширение НАТО? Или оно было
неизбежно?
   Эпплер:  До определенного момента оно было  неизбежно.
Но  каждый  мог себе представить, что Россия просто не смирилась
бы с членством Грузии в НАТО.
   n-tv.de: Как быть в таком случае? У Грузии  тоже  есть
право свободно решать, хочет ли она стать членом НАТО или нет.
   Эпплер:  Естественно. Однако до сих пор  у  НАТО  были
принципы  подхода к оценке кандидатов на вступление. И одним  из
таких  принципов являлось то, что не должно существовать никаких
внутренних  конфликтов,  в которые впоследствии  могла  бы  быть
вовлечена  НАТО.  В  ситуации с Грузией  теперь  это  совершенно
очевидно,  даже  в  том  случае,  если  отстаивается   тезис   о
территориальной целостности. Страна, которая обстреливает  город
в своей собственной стране, все-таки не может быть членом НАТО!
   n-tv.de:  Не  слишком  ли бурно  реагировал  Президент
Медведев, когда он признал независимость Южной Осетии и Абхазии?
Не  мог ли он просто взять и подождать, поскольку для Грузии эти
области и без того потеряны.
   Эпплер:  Я  считаю,  что Россия  в  целом  реагировала
бурно.  Я  считаю, что воздушные налеты на грузинскую территорию
уже  были  слишком  бурной  реакцией,  которую  нужно  было   бы
избежать. Слишком глубокое вторжение российских танков в  Грузию
также было неадекватной реакцией. Но что касается Южной Осетии и
Абхазии,  то Россия в действительности была в похожей  ситуации,
как  и  Запад  в Косово. Запад потерял бы лицо перед косоварами,
если  бы  он не освободил этих людей от сербского господства.  И
Россия потеряла бы лицо, если она еще раз передала бы абхазцев и
южных  осетин перед той властью, которую эти люди ужасно боятся,
и   не   без  причины.  Удивительным  здесь  является  то,   что
аргументация   Запада  сейчас  точно  такая   же,   какой   была
аргументация  русских в вопросе Косово: согласно  международному
праву  -  так,  со  своей  стороны,  говорила  Россия  -  Косово
принадлежит Сербии, и, следовательно, Косово не может  объявлять
о   своей   независимости.  Сегодня  Запад   говорит:   согласно
международному праву Южная Осетия и Абхазия относятся к  Грузии,
и,  следовательно,  объявление о  независимости  не  может  быть
одобрено.  В  обоих  случаях международно-правовая  аргументация
исходит только из суверенитета государства, а не от права народа
на  самоопределение.  В этом отношении я считал  решение  Запада
признать   независимость  Косово  верным,  поскольку  оно   было
неизбежным.  Поэтому  мне  сложно оценивать  по-другому  решение
России.
   n-tv.de:  Однако  момент  и  драматургия  могут   быть
интерпретированы как провокация.
   Эпплер:  Прежде  всего,  провокацией  было   нападение
Грузии  на Южную Осетию, в результате которого сразу же  погибли
20  российских  солдат, об этом не говорит ни  один  человек.  В
Южную  Осетию вторглось 8 тысяч грузин, они практически сравняли
с  землей  столицу Южной Осетии, а также обстреляли и  атаковали
500  российских солдат, которые там были размещены.  Я  еще  раз
скажу: реакция Россия по некоторым позициям была чрезмерной. То,
что  русские снова вытеснили грузин, было совершенно правильным.
Но  то,  что  они бомбили города - это было чрезмерным.  Сейчас,
определенно,   выбранный  момент  для  признания   независимости
относится к той чрезмерной реакции. Но что другое должна была бы
сделать Россия, объяснить сложно.
   n-tv.de:  У  Вас  есть  объяснение,  почему  президент
Грузии отдал приказ напасть на Южную Осетию?
   Эпплер:  Это именно то, на что у меня  нет  ответа.  В
сущности  то,  что  сделал  этот  мужчина,  ненормально.  Но,  я
полагаю,  что те 180 американских советников в Грузии должны  же
были  это  знать.  Без их ведома вообще ничего  нельзя  было  бы
сделать. В этом отношении я опасаюсь, что о планах войны знали в
Вашингтоне.  Тогда я спрашиваю самого себя,  что  там,  в  каких
головах, должно происходить.
   n-tv.de: А кому приносит выгоду эта война? Я  не  вижу
никакого мотива.
   Эпплер:  Возможно,  она  приносит  выгоду  Маккейну  в
предвыборной борьбе.
   n-tv.de:  Его рейтинг в любом случае  пошел  вверх.  В
делах  с  Россией президент Маккейн для Европы был бы не  совсем
безупречен. Что сейчас должно сделать федеральное правительство,
чтобы разрядить конфликт с Россией?
   Эпплер: Федеральное правительство должно  совместно  с
Францией и возможно с еще двумя другими государствами, например,
с Испанией или Нидерландами, попытаться снова начать переговоры.
Я  считаю  неправильным, что приостановил работу  Совет  Россия-
НАТО,  который  именно  сейчас был бы особенно  важен.  В  любом
случае  федеральное  правительство  должно  сделать  все,  чтобы
избежать дальнейшей эскалации.
   n-tv.de:  Нет  ли  у  вас  ощущения,  что  федеральное
правительство находится на этом пути? Первая реакция канцлера на
заявление Медведева была сформулирована довольно резко?
   Эпплер: Я думаю, что здесь госпожа Меркель  играет  не
слишком  хорошую  роль. Ее высказывание о том, что  Грузия  даже
после нападения на Южную Осетию имеет право войти в НАТО, только
обостряет ситуацию. Лично я могу только сказать, что я не  хотел
бы, чтобы жизнь моего внука зависела от настроения Саакашвили.
   n-tv.de: Вы считаете, что Саакашвили или  Грузия  были
бы угрозой НАТО?
   Эпплер:  Грузия, в том виде, в котором  она  сейчас  -
если  всерьез относится к статье 5 Североатлантического договора
- была бы угрозой для жизни людей во всех странах НАТО.
   
   
   
   The New York Times 29.08.2008
   ИСТЕРЗАННЫЙ ВОЙНОЙ АНКЛАВ ЖАЖДЕТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ –
   И СТАТЬ ЛИХТЕНШТЕЙНОМ
   Эллен Барри
   
   Скептикам,  выражающим сомнения в будущем  Южной  Осетии  как
независимого государства, местные жители отвечают одним  словом:
"Андорра".
   Сравнение кажется немного странным, когда окидываешь взглядом
Цхинвали,  столицу анклава Южная Осетия, – город, разрушенный  и
сожженный  в  результате  нападения  Грузии  в  начале  текущего
месяца.  На  стволах  сосен – выбоины,  это  следы  от  пуль,  в
подворотне валяется вверх тормашками башня танка. На стене  дома
на  главном проспекте кто-то написал краской слова: "Позор тебе,
грузинский лизоблюд!".
   И  все  же  после того, как Россия официально признала  Южную
Осетию  независимым  государством,  Залина  Цховребова,  главный
редактор  крупнейшей городской газеты, позволила себе задуматься
о  далеких,  сверхбогатых европейских княжествах Лихтейнштейн  и
Андорра, которые по величине примерно равны Южной Осетии.
   "Конечно, я там не бывала, – говорит Цховребова. –  Мы  знаем
лишь то, что читали в интернете".
   Тот  факт, что Россия признала независимость Южной  Осетии  и
Абхазии,  вселил  в местных жителей надежду, что  этому  примеру
вскоре  последуют другие страны. При взгляде извне  эти  надежды
могут показаться чересчур радужными: западные лидеры четко  дали
понять, что считают эти области частью Грузии.
   Особенно  скептически критики относятся к Южной  Осетии,  где
проживает  около 70 тыс. человек – примерно столько  же,  как  в
Пассаике,  штат  Нью-Джерси. Большинство мужчин  трудоспособного
возраста  здесь много лет воюют с грузинами, и затяжной конфликт
разрушил экономику.
   Тем не менее, выделено здание для первого посольства в городе
–  разумеется,  оно будет российским. А Сергей  Лавров,  министр
иностранных  дел России, на пресс-конференции напрямую  коснулся
вопроса о малой величине Южной Осетии.
   "Найдется  как минимум полдюжины государств-членов  ООН,  где
живет  меньше людей, чем в Южной Осетии, – сказал Лавров. –  По-
моему,  у  самого  маленького  государства,  входящего  в   ООН,
население составляет около 9 тысяч человек".
   Цхинвали  в  течение  18 лет был местом  спорадических  боев.
Кульминацией стали пять дней яростных обстрелов на второй неделе
августа.  Местные  жители  до сих пор  не  оправились  от  шока,
нанесенного нападением. 46-летняя Гуло Пухаева, присутствовавшая
на  шумном митинге в среду, сказала, что тело ее соседа два  дня
пролежало  на  улице  в  летний зной, но на  перекрестке  стояли
грузинские  танкисты,  и  люди  боялись  пойти  и  забрать  его.
Вспоминая об этом, она расплакалась.
   Но Элионора Бедоева, министр Южной Осетии по делам молодежи и
туризму,  готовится  вновь рекламировать регион  как  подходящее
место для экотуризма. С печальной улыбкой она признает, что пока
все ее усилия безуспешны. В прошлом году она арендовала стенд на
туристической  выставке в Москве и убедила одну  группу  молодых
людей приехать на отдых в Южную Осетию.
   "Мы  были так бедны, что быстро нашли друг друга", –  сказала
она.  То  была первая тургруппа, которая приехала  сюда  с  1990
года, когда начался конфликт с Грузией. Туристы приехали в конце
июля  и, увы, попали под перекрестный огонь, так что им пришлось
отсюда бежать.
   Местные   горы   не   загрязнены   тяжелой   промышленностью,
подчеркивает  Бедоева.  Кроме того, молодые  осетины  много  лет
проводят военные операции в горах, говорит она, а значит, станут
отличными  проводниками. Она заговорила о создании  горнолыжного
курорта; очевидно, в ней проснулось желание конкурировать.
   В  Сочи, сверхпопулярном курорте на Черном море, "снег  лежит
четыре месяца в году", заметила она.
   Сейчас,  когда  в  Цхинвали хлынула помощь из  России,  город
начинает меняться.
   Две  недели  назад  в воздухе висела пыль, на  улицах  лежали
неубранные  трупы. В четверг бригады молодых россиян,  одетых  в
аккуратные форменные спецовки с надписью "Особое строительство",
работали  у  некоторых поврежденных зданий. Они  резали  стекло,
чтобы вставлять в окна, красили здание начальной школы кораллово-
красной  краской и заделывали сотни пробоин. По городу  проехала
колонна   грузовиков,  раздавая  "настоящий  русский   хлеб"   и
популярное московское издание "Российская газета".
   Дом  печати,  построенный в советские  времена,  превращен  в
Международный   пресс-центр,   и  теперь   журналисты   получают
аккредитации в Государственной комиссии Республики Южная  Осетия
по  делам информации и прессы. На этой неделе открылась выставка
под названием "Геноцид" с фотографиями раненых детей, обгоревших
и исковерканных трупов.
   Однако  стекла почти во всех окнах выбиты, а туалеты остаются
напоминанием о том, что здесь была война.
   "Мне  бы  хотелось,  чтобы  все тут максимально  походило  на
цивилизованную  жизнь", – говорит Алексей  Мартынов,  заведующий
пресс-центром.  Несмотря  на  пыль и  жару,  Мартынов  ежедневно
приходит на работу в свежем деловом костюме и галстуке. Он резко
контрастирует  с  осетинскими  ополченцами-здоровяками,  которые
вальяжно   стоят  перед  зданием,  прислонив  к  стене  автоматы
Калашникова.
   Мартынов,   директор  московской  некоммерческой  организации
"Международный  институт новообразованных государств",  говорит,
что Южной Осетии пора отказаться от ее воинственной ментальности
и  вступить  в период "менеджеров и инженеров". По  его  словам,
она,  возможно,  сделается  образцом  для  ряда  "государств   с
неопределенным политическим статусом" – например, Приднестровья,
области,  которая  откололась  от  Молдавии  и  также  старается
воссоединиться  с  Россией. Один из вариантов  –  сделать  Южную
Осетию   зоной,  свободной  от  налогообложения;  эта  стратегия
помогла Монако, Андорре и Лихтенштейну, указывает Мартынов.
   "Почему здесь не может быть Лихтейнштейна? – вопрошает он.  –
Вся разница в том, что Лихтейнштейн находится в центре Европы. У
них есть Альпы. Ну, а у нас есть Кавказ".
   
   
   
   Der Standart 29.08.2008
   АНВАР АЗИМОВ: "МЫ ГАРАНТИРУЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗИН"
   Корреспондент
   
   Интервью  российского посла в ОБСЕ Анвара Азимова:  Москва
не  хочет новых наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии. Грузины  могут
вернуться
   - Какая задача осталась перед ОБСЕ в Грузии после того,
как     Россия     признала     независимость     сепаратистских
территорий?
   -  Решение о признании Абхазии и Южной Осетии как независимых
государств далось российскому президенту нелегко. Я хотел бы это
подчеркнуть.  Но мы считаем, что это был единственный  возможный
шаг  для  предотвращения  кровопролития и  дальнейшей  эскалации
данного конфликта.
   Для  нас  ОБСЕ  имеет  большое  значение.  Это  очень  важный
инструмент  для  разрешения конфликтов.  ОБСЕ  укрепляет  мир  и
доверие  –  и  в этом регионе тоже. Поэтому мы ценим  готовность
ОБСЕ  отправить новую наблюдательную миссию в Грузию. Я надеюсь,
что  в ближайшие дни мы сможем определиться с полномочиями  этой
миссии.
   - Где именно Россия хочет видеть наблюдателей? В  Южной
Осетии или вне ее? 
   -  В  ОБСЕ  мы договорились, что новые наблюдатели  поедут  в
Грузию  и  будут наблюдать там за положением в зоне безопасности
на границе с теперь уже независимой Южной Осетией.
   Собственно,  у  ОБСЕ все еще имеется восемь  наблюдателей,  у
которых есть мандат на работу в Южной Осетии. Правда, теперь  им
потребуется разрешение органов независимой Южной Осетии. Но,  по
моему  мнению, южноосетинская сторона ценит роль  ОБСЕ  и  будет
ценить ее в будущем.
   - Мандат этих восьми наблюдателей базируется на  мирном
договоре  1992  года,  заключенном после первой  войны  в  Южной
Осетии.  Тогда  Россия  в  качестве  посредника  взяла  на  себя
руководство смешанным миротворческим контингентом. Но теперь она
признала  Южную  Осетию. Какой вы видите  роль  России  сегодня?

   -  Миссия  нашего миротворческого контингента в Южной  Осетии
будет  продолжаться. Одновременно очевидно, что с учетом  нового
положения  в  этой  миротворческой миссии места  для  грузинской
стороны  больше нет. Россия будет защищать интересы  независимой
Южной Осетии.
   -   Что   будет   с  грузинскими   жителями   деревень,
расположенных вокруг Цхинвали?
   - Многие из них покинули регион и бежали в Грузию после того,
как   в  ходе  боевых  действий  деревни  в  Южной  Осетии  были
разрушены. Однако, как мы понимаем, а это понимание основано  на
заверении южноосетинских властей, всем грузинам, которые захотят
вернуться,  здесь  будут  рады. Власти и российские  миротворцы,
конечно,  гарантируют безопасность и жизнь этих  граждан.  Перед
этой агрессией, предпринятой грузинским руководством, грузины  и
осетины  часто жили, как одна семья. Поэтому мы не видим причин,
почему эти люди не должны возвращаться.
   -   Есть   ли   еще  какой-то  смысл  в   международных
переговорах   о  статусе  Абхазии  и  Южной  Осетии,   как   это
предусмотрено соглашением о перемирии, если Россия уже  признала
обе республики?
   -  Единственная возможность, которую теперь предоставляет 6-й
принцип соглашения о перемирии, – это последовать примеру России
и  признать  Абхазию  и  Южную  Осетию  как  реальных  субъектов
международного права.
   Со  временем  наши партнеры поймут, что это был  единственный
путь  для предотвращения этнических чисток. Мы также не считаем,
что   нарушили  6-й  пункт,  потому  что  перед  признанием   мы
находились  в тесном контакте с нашими иностранными  партнерами.
Мы заранее предупредили их, что другого выбора у России нет.
   -  Действующий  председатель ОБСЕ, министр  иностранных
дел Финляндии Александр Стубб осудил это признание. 
   -  Мы  приняли  к  сведению это очень критическое  заключение
председателя.  Однако заключения председателя должны  в  большей
степени    отражать    представление   всех    государств-членов
организации. Но что случилось, то случилось. Мы не  хотим  новых
конфронтаций.  Мы  против  создания новых  разделительных  линий
между  Россией  и западными странами. Поэтому мы  надеемся,  что
сможем восстановить атмосферу доверия.
   
   
   
   
   Le Nouvel Observateur 29.08.2008
   "РОССИЯ И ЗАПАД ТОЛЬКО ПРОИГРАЮТ ОТ РАЗРЫВА"
   Сибиль Лоран
   
   На   вопросы  отвечает  Лора  Делькур  –  научный   сотрудник
Института    международных   и   стратегических    исследований,
специалист по России.
   - Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Может ли это признание породить эффект домино и повлечь за собой
новые  признания?  Можно  ли говорить о возвращении  к  холодной
войне?
   -  За этим признанием, конечно, не последуют другие, так  как
немногие страны находятся в схожих ситуациях. Не будем забывать,
что  ни одна страна, кроме России, официально не признала  Южную
Осетию и Абхазию.
   Кроме  того,  следует  помнить, что  Кавказ  –  взрывоопасный
регион,  где  переплетаются  разные  национальности,  что  может
вызвать  серьезные  проблемы.  Но есть  огромная  разница  между
напряженностью,   столкновениями  и   провозглашением   реальной
независимости.  На  Кавказе есть и другие  очаги  напряженности,
принявшие  форму  замороженных конфликтов. Это  страны,  имевшие
вооруженные  конфликты с Россией в 1990-е  годы.  Эти  конфликты
завершились  перемирием, но разрешены не  были.  Есть  ситуации,
которые  кардинально отличаются от ситуации  в  Грузии.  Так,  в
Приднестровье  велика надежда на урегулирование конфликта  путем
диалога.  Другая  напряженная точка –  Крым,  где  международное
сообщество    в   последнее   время   демонстрирует   повышенную
активность.
   -  Россия оказалась бессильна перед лицом  постепенного
расширения  НАТО и войны в Косово. Знаменует ли признание  Южной
Осетии и Абхазии реванш, сопровождающийся возвращением России на
международную  арену? Можно ли говорить о новой  геополитической
расстановке   сил,  при  которой  Соединенным  Штатам   уже   не
принадлежит единоличное господство? 
   - Это не возвращение, так как Россия всегда была представлена
на международной арене. Действительно, она очень ослабла в 1990-
е,  что  сопровождалось достаточно сильным  ощущением  унижения.
Это, несомненно, сыграло роль в ее внешней политике. Несмотря ни
на  что, она сохраняла влияние на международной арене. С  другой
стороны,  в  последние годы внешняя политика России стала  более
дерзкой,   более   агрессивной.  Россия  озабочена   соблюдением
собственных интересов.
   Эта  тенденция  появилась еще до прихода к  власти  Владимира
Путина  и  усилилась за время его президентства. Было  несколько
поворотных моментов. Прежде всего, Россия боялась, что "цветные"
революции  на  постсоветском пространстве в 2004 году  (в  конце
2003   –   в  Грузии,  в  конце  2004  –  на  Украине)  способны
перекинуться  на  ее  территорию,  и  это  привело   к   первому
ужесточению  политики.  Затем,  в  феврале  2007  года,   спустя
некоторое  время после заявления Соединенных Штатов о размещении
элементов  ПРО  в  Центральной Европе, Путин в  мюнхенской  речи
осудил унилатерализм США и поставил под сомнение политику  НАТО.
Тогда  он  был настроен гораздо более агрессивно по отношению  к
Западу  и  продемонстрировал  желание,  чтобы  к  его  голосу  и
интересам прислушались.
   После  этой  речи  стало  ощущаться усиливающееся  напряжение
между  Россией и Соединенными Штатами, которого не было в начале
2000-х  годов.  После терактов 11 сентября Путин заверил  США  в
своей  поддержке.  Но ужесточение позиции России  объясняется  в
большей  мере  не возвратом к имперской политике, а  расширением
НАТО   за   счет   бывших  советских  республик  и  американским
противоракетным  щитом в Центральной Европе. У России  появилось
ощущение, что США могут творить что угодно, и она решила сделать
так, чтобы ее услышали.
   Таким  образом, в случае с Грузией, как и в случае с  Косово,
российские власти оставались на своих позициях.
   Однако  в долгосрочной перспективе более агрессивная  позиция
вряд  ли  действительно служит интересам  России.  Что  касается
Грузии,  тот  факт,  что Россия не хочет  видеть  НАТО  у  своих
границ, абсолютно в ее интересах. Но применение силы, к которому
она  прибегла  для  достижения этой цели,  надолго  повлияет  на
отношения  с  Грузией.  Применяя силу, Россия  не  сможет  стать
центром   притяжения,  а  скорее  источником   обструкции.   Она
попытается  по  крайней мере сплотить вокруг себя такие  страны,
как Индия и Китай.
   -  Западные страны единодушны в своем  осуждении  этого
признания  как  "незаконного". Но вот у  Грузии  есть  поддержка
Соединенных  Штатов,  и  этот союзник не  смог  этому  помешать.
Какими  могут  быть средства давления НАТО и западных  стран  на
Россию?
   - Позиция Запада двойственна и противоречива. Запад поддержал
независимость Косово, о чем сегодня не упускает случая напомнить
Россия.  Нынешняя  ситуация  – зеркальное  отражение  косовской:
Россия поддерживает независимость Южной Осетии и Абхазии,  Запад
против.
   В  политике нет черного и белого, все исполнено противоречий.
Но  правда  в  том,  что у Запада очень мало  средств  давления.
Главное  послание  России  в  этом конфликте  таково:  "Придется
научиться считаться с нами, придется научиться прислушиваться  к
нам". Если и будут санкции, очень маловероятно, что они принесут
результаты. Если же результаты будут, это приведет к дальнейшему
ужесточению  России. Западу и России надо будет пытаться  искать
новые  связи,  потому  что  Россия и Запад  только  потеряют  от
отсутствия диалога или разрыва.
   Отношения  России  с Западом необходимы в  энергетическом,  а
также  в политическом, экономическом и культурном плане. Главное
для  европейцев – показать России, что они едины (что не  всегда
было  так)  и  что  есть пределы применению  силы.  Эти  пределы
распространяются  не  только  на признание  независимости  Южной
Осетии  и  Абхазии, но и на российское присутствие на грузинской
территории.
   
   
   
   BBC 30.08.2008
   ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА: ПОГИБШИЕ И БЕЖЕНЦЫ
   
   Южная Осетия: По первоначальному заявлению российского
МИД,  число  погибших  мирных жителей в непризнанной  республике
превышает 1,6 тысяч человек.
   По  данным  властей Южной Осетии на 20 августа, погибло  1492
мирных жителя.
   Правозащитники международной организации Human Rights  Watch,
побывавшие  в  регионе, настаивают, что в  Цхинвали  погибли  не
тысячи, а десятки человек.
   Грузия:  Как  сообщил 19 августа глава  парламентского
комитета по обороне и госбезопасности Грузии Гиви Таргамадзе,  с
грузинской стороны погибли 215 человек.
   При  этом потери среди мирного населения, по данным комитета,
составили  69 человек, среди военнослужащих - 133 человека.  Еще
семь  тел  неопознаны. По словам Таргамадзе, 70 военных  пропали
без вести.
   По  данным  на  13 августа, Грузия заявляла  о  175  погибших
(информация министерства здравоохранения).
   Россия: По уточненным данным российского  Генштаба  на
20  августа,  в зоне грузино-осетинского конфликта с  российской
стороны  погибли 64 миротворца, ранения получили  323  человека.
Пропавших без вести нет.
   Ранее  заместитель  начальника  Генштаба  Анатолий  Ноговицын
объявлял  предварительные данные о потерях (74  погибших,  более
170 раненых, 19 пропавших без вести).
   Беженцы: По предварительным оценкам Агентства  ООН  по
делам  беженцев  (UNHCR), в результате  войны  в  зоне  грузино-
осетинского  конфликта  свои  дома  покинули  более  158   тысяч
человек.
   В   настоящий  момент  эти  данные  основаны  на   информации
российской и грузинской сторон.
   По  словам властей Северной Осетии, в России находится  около
30 тысяч беженцев из Южной Осетии.
   Около   30  тысяч  человек,  лишившихся  дома,  остаются   на
территории непризнанной республики.
   По  информации Тбилиси, около 98 тысяч человек вынуждены были
покинуть  дома  на  территории Грузии, в  их  числе  большинство
жителей города Гори.
   
   
   

   BBC 30.08.2008
   ЧАВЕС ПОДДЕРЖАЛ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ НА КАВКАЗЕ
   
   Президент  Венесуэлы Уго Чавес поддержал  признание  Южной
Осетии и Абхазии со стороны России.
   
   "Мы  поддерживаем  Россию,  - сказал  Чавес  в  телевизионном
обращении  к нации. - Россия защищает свои интересы и  правильно
делает".
   Впрочем,  Уго Чавес пока не заявил о том, что Венесуэла  сама
намерена признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
   Чавес   подчеркнул,  что,  если  бы  кто-нибудь   напала   на
Венесуэлу, она поступила бы так же, как Россия.
   Президент  Венесуэлы возложил вину за конфликт на Кавказе  на
Грузию и назвал Михаила Саакашвили марионеткой Вашингтона.
   Ранее  о  поддержке  решения России об официальном  признании
Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств заявила
Белоруссия.
   "Президент  Белоруссии направил послание  России,  в  котором
сообщается, что в Белоруссии с понимаем и поддержкой относятся к
решению  признать  независимость  Абхазии  и  Южной  Осетии",  -
сообщил  в  пятницу официальный представитель МИД России  Андрей
Нестеренко.
   По  словам  Нестеренко,  вопрос о признании  Южной  Осетии  и
Абхазии будет обсуждаться на следующей неделе на встрече  Совета
коллективной  безопасности Организации договора  о  коллективной
безопасности (ОДКБ).
   В   ОДКБ   входят  Россия,  Белоруссия,  Армения,  Казахстан,
Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
   Саакашвили предлагает деньги оппозиции
   В  пятницу  президент Грузии Михаил Саакашвили посетил  город
Поти.   В   своем   выступлении  он  назвал  российские   войска
оккупантами и заявил, что конфликт между Грузией и Россией - это
"борьба между цивилизованным и нецивилизованным миром".
   В  связи с конфликтом с Россией Саакашвили призвал грузинскую
оппозицию   забыть  о  разногласиях  и  предложил   восстановить
финансирование оппозиционных партий из государственного бюджета.
   "В  условиях,  когда Россия говорит, что планирует  свергнуть
власть    в    Грузии,    планирует   вмешаться    в    какие-то
внутриполитические   процессы,  мы  должны  сами   финансировать
политические  партии  из  государственного  бюджета,  мы  должны
забыть  разногласия, которые были раньше между нами,  снять  их.
Давайте   финансировать   эти   партии   полностью,   но   будем
контролировать, чтобы их финансирование не велось из-за  рубежа,
точнее   -  из  одной  конкретной  страны",  -  цитирует   слова
Саакашвили агентство "Новости-Грузия".
   Саакашвили    предложил    оппозиции    создать    совместный
антикризисный  совет  для  преодоления последствий  вооруженного
противостояния между Грузией и Россией.
   "Некоторые   представители  оппозиции,  не  хочу   здесь   их
перечислять, не смогли в эти дни поступить совсем достойно, но в
основном  силы  оппозиции повели себя  очень  хорошо,  -  сказал
Саакашвили.  - Я это очень ценю. Поэтому наша задача  сегодня  -
создать  антикризисный  совет,  в который  войдут  представители
общественности  и  оппозиции, те люди, кого  это  касается,  кто
пострадал в результате конфликта".
   Оппозиция в Грузии накануне конфликта
   Оппозиционные партии Грузии лишились финансовой поддержки  со
стороны грузинского правительства после парламентских выборов 21
мая.
   По   мнению   оппозиции,   результаты   этих   выборов   были
сфальсифицированы.   Лидеры   нескольких   партий    потребовали
проведения повторных выборов.
   Грузия - это страна, где Америка хочет использовать все
свои ресурсы против политики России. Мне все равно, кто будет в
Грузии [править], в том числе и Саакашвили, он просто один из
маленьких чиновников, которые делают политику по заказам
Америки.
Леван Гачечиладзе, лидер национального совета Объединенной
оппозиции
   
   Европейские  наблюдатели не выдвинули серьезных  претензий  к
тому,  что  происходило  в  стране в день  голосования,  хотя  и
отметили  отклонения от международных стандартов,  в  частности,
сообщения об отдельных фактах запугивания сторонников оппозиции.
   В  мае  этого  года  в интервью Би-би-си лидер  национального
совета  Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе выразил мнение,
что  положительные  оценки международных наблюдателей  прошедших
выборов являются "большой политикой Америки против России".
   "Грузия - это страна, где Америка хочет использовать все свои
ресурсы  против  политики России. Мне все  равно,  кто  будет  в
Грузии  [править], в том числе и Саакашвили, он просто  один  из
маленьких   чиновников,  которые  делают  политику  по   заказам
Америки", - сказал он.
   "Если  5 января у меня были большие сомнения по поводу  того,
чем является Грузия для Америки и Европы - геополитикой, или они
действительно хотят построить здесь демократическое  общество  -
то сейчас я уже уверен, что Грузия для них - только геополитика,
которая  направлена  в этом регионе против политики  России",  -
добавил Гачечиладзе.
   
   
   
   La Stampa 01.09.2008
   ОБСЕ: ГРУЗИЯ ПЛАНИРОВАЛА АТАКУ
   Алессандро Альвиани
   
   Детективная история связана с докладом ОБСЕ накануне  саммита
Европейского  союза по кризису на Кавказе. Немецкий еженедельник
Der   Spiegel   анонсировал  публикацию  в   завтрашнем   номере
материалов,  полученных  немецким  правительством  в   секретном
докладе,  в котором содержатся суровые обвинения против  Грузии.
Наблюдатели ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в
Европе)  сообщают, что Тбилиси способствовал разжиганию  кризиса
на  Кавказе  своим  "ошибочным поведением".  Грузия  осуществила
крупномасштабную подготовку к атаке против Южной Осетии до того,
как  русские  танки были направлены в сепаратистскую  провинцию.
Однако  же вечером ОБСЕ опровергла тот факт, что она публиковала
доклады  по кризису на Кавказе, "в которых проливается  свет  на
незаконно   крупномасштабные  действия  со  стороны  руководства
Грузии.   "Ни  один  официальный  доклад,  направленный   нашими
наблюдателями в страны-члены организации, не содержит  сведений,
упоминавшихся   изданием   Spiegel",  –   сказал   представитель
председателя ОБСЕ Мартин Несирски.
   Среди  обвинений, перечисляемых немецким изданием, есть одно,
крайне  тяжелое  обвинение: руководители Тбилиси,  якобы  писали
наблюдатели  ОБСЕ,  начали атаку против  жителей  Южной  Осетии,
когда  те  спали.  Эти слова усиливают позицию  Москвы,  которая
всегда  говорила об агрессии, организованной Саакашвили.  И  все
это   происходит   накануне   чрезвычайного   саммита   глав   и
правительств  Европейского  союза,  запланированного  на  вторую
половину дня в Брюсселе.
   Министр  иностранных дел России Сергей Лавров и его  немецкий
коллега   Франк-Вальтер  Штайнмайер  согласились  с   тем,   что
необходимо  снизить  тон  и  "положить  конец"  напряженности  в
Европе,  но  также  становится понятно,  что  Берлин  уже  давно
готовился  к  возможному  ужесточению внешнеполитического  курса
Москвы.  По данным Spiegel, в документе министерства иностранных
дел  Германии  в  конце  прошлого года  перечислялись  различные
варианты,  среди которых была и эволюция России в  "авторитарно-
имперском"   направлении.  В  подобном   случае   стратегическое
партнерство  с  Россией  уступало  бы  место  "холодному  миру".
Сотрудники   Штайнмайера   пророчески  предсказали   возможность
"аннексии  Абхазии и Южной Осетии". При таком  развитии  событий
"на  повестке дня встал бы вопрос о более тесной связи Грузии  с
евро-атлантическими  структурами". Именно этого  теперь  требует
канцлер Ангела Меркель.


* На главную страницу дайджеста * На главную страницу журнала *