9-11 АВГУСТА 2008 г.

 

   La Stampa 09.08.2008
   НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТОБЫ АМЕРИКА НЕ ЗНАЛА
   Джульетто Кьеза
   
   Почему Тбилиси начал действовать именно сейчас
   Михаил  Саакашвили, президент Грузии, объявил по  телевидению
об   ударе   против   Южной   Осетии,   мотивировав   этот   шаг
необходимостью    "восстановить    конституционный     порядок".
"Порядок",  который  не  существовал на  протяжении  16  лет,  с
далекого  1992  года,  когда сразу же после  распада  Советского
Союза  Грузия провозгласила свою независимость, а сразу же после
этого  Южная  Осетия объявила о своей независимости  от  Грузии,
потребовав от Тбилиси таких же прав, которых требовала Грузия от
России. Только Россия Бориса Ельцина не пошла из-за этого войной
на  Грузию, в то время, как Грузия атаковала Южную Осетию, убив,
по меньшей мере, две тысячи жителей. Но Тбилиси так и не удалось
сломить  сопротивления, еще и потому, что не  Россия,  но  часть
российских генералов, а также братья-осетины из Северной  Осетии
поставляли оружие, обеспечивали тыл и оказывали помощь.
   С  тех пор ситуация оставалась неизменной. Получив мандат  от
Содружества Независимых Государств, членом которого в  то  время
была  еще  и  Грузия,  хотя  она и не играла  в  этой  структуре
активной  роли,  русские разместили на границе между  Грузией  и
Южной Осетией войска, безусловно, не слишком нейтральные,  но  и
не  открыто  враждебные  по отношению в грузинам.  Жители  Южной
Осетии  обзавелись правительством, президентом.  Численность  ее
населения   не  превышает  100  тысяч  человек,  и   у   осетин,
проживающих  на  российской  территории  в  статусе   автономной
республики,  были  возможности удовлетворять  потребности  южных
осетин  в электричестве, газе, продовольствии, а Москва, в  свою
очередь, выплачивала пенсии и зарплату государственным служащим.
   Тбилиси  никогда  не  признавал независимость  Южной  Осетии.
Москва  никогда  не  признавала за  Осетией  статус  независимой
страны.  И  так  продолжалось на протяжении  10  лет.  И,  таким
образом,  когда  Саакашвили объявляет о  намерении  восстановить
конституционный  порядок, он имеет в виду  порядок,  который  не
существовал практически с момента рождения постсоветской Грузии.
   И поэтому возникает вопрос: почему сейчас? Почему так срочно?
Быть  может,  Тбилиси опасался, что его может захватить  столица
Цхинвали, город, меньший по размерам, чем Павия? Безусловно, это
не является объяснением. Объяснение кроется в европейском флаге,
голубом,   с   многочисленными  желтыми   звездочками,   который
Саакашвили поставил у себя за спиной, который хорошо  был  виден
во  время  позавчерашнего телевыступления, когда  он  объявил  о
наступлении. Это преувеличение, потому что Грузия  не  входит  в
состав  Европы. Саакашвили, вне всякого сомнения, не действовал,
не  проконсультировавшись  со  своими  основными  благодетелями,
Соединенными Штатами. И если он начал действовать, то он получил
одобрение Вашингтона. Представить обратное, означает не понимать
веса  американского влияния на нынешнюю Грузию. Проблема в  том,
что  Россия уже не та, что была в 1992 году, когда Борис  Ельцин
был отправлен Вашингтоном и российскими олигархами на пенсию. Не
стоит  забывать,  что погибшими в Цхинвали и в осетинских  селах
стали, в основном, российские граждане, с российским паспортом в
кармане.
   Расчет  Саакашвили понятен: если Россия всерьез разгневается,
станет легче требовать немедленного приема в НАТО, а потом  и  в
ЕС.  А  что  же Европа думает по этому поводу? Хавьер Солана  не
может   сказать   лучше  и  больше  того,  что  ему   навязывают
европейские    правительства,   которые   разделяют    стратегию
Вашингтона. И те, которые, пусть даже не разделяют ее, но  и  не
осмеливаются выступать против. А американская стратегия  слишком
понятна: держать Россию под давлением, втягивая и Брюссель в эту
логику.
   Остается  вопрос,  который должна  поставить  себе  Европа  и
который должны задать себе все мы, по меньшей мере, все те,  кто
верят  в  право народов на самоопределение. Разве таким способом
надо  решать  эту проблему? Поколение молодых осетин  выросло  в
условиях войны с Грузией. Во дворах школ Цхинвали кладбища, а на
надгробных  камнях имена учащихся, погибших за годы этой  войны.
История  с  позором будет вспоминать тех, кто попустительствовал
этому  истреблению. Если, конечно, ситуация не изменится  в  еще
более худшую сторону. А этого никак нельзя исключать.
   
   
   
   Corriere Della Sera 09.08.2008
   ОТ ОРУЖИЯ К БИЗНЕСУ, ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА МЯТЕЖОМ
   Гуидо Олимпио
   
   
   Грузины  и  осетины  сражаются не в одиночку.  Грузия,  чтобы
подготовить  свои  32 тысячи военнослужащих,  искала  помощи  от
Запада  до  Украины,  рассчитывая на то,  что  будут  учтены  ее
пронатовский курс и участие в операции в Ираке. Вашингтон не мог
позабыть,   что  Тбилиси  направил  в  Багдад  2  тысячи   своих
военнослужащих:  это  участие может  пострадать  из-за  кризиса.
Грузия отдала приказ об отзыве половины своего контингента  "для
отражения русской агрессии".
   Такое  заявление  – способ оказания давления  на  Соединенные
Штаты,  которые также присутствуют в регионе. В конце  июля  600
грузинских  солдат и 1000 морских пехотинцев приняли  участие  в
совместных учениях Immediate Response.
   Это  были маневры в рамках военной подготовки, осуществляемой
американскими инструкторами. Грузинам – говорят аналитики –  "не
хватает сержантов и капитанов", и Пентагон хочет восполнить этот
недостаток.   И   получить   экономическую   выгоду.   Объединив
сотрудничество  и бизнес, американцы могут разместить  в  Грузии
свою  продукцию. И так, постепенно, знаменитый Калашников  будет
замещен  американскими  винтовками М16, устаревшие  джипы  будут
заменены гигантскими Humvees (High Mobility Multipurpose Wheeled
Vehicle).
   Тайный  рынок, на который внедрились и израильтяне. Некоторые
израильские компании поставили Тбилиси оборудование для  ведения
электронной   войны,  предоставили  советников   и   техническую
поддержку.  В  апреле русские сбили пару беспилотных  грузинских
самолетов:  эти  дроны были произведены в  Израиле.  Контакт  на
поставку  танков  и БТР был, однако, заморожен  после  протестов
Кремля. Эти средства должны были заменить танки Т-55 (около 200)
и  Т-72  (160), но не все они пригодны к применению. Контингент,
укомплектованный  несколькими  десятками  бронированных  средств
(44),  109 артиллерийских орудий, 8 боевых самолетов и около  30
вертолетов.  В  2006 году грузины закупили в  США  и  в  Украине
несколько сотен снайперских винтовок, используемых в смертельной
"войне  снайперов". Силы противника, южные осетины, представлены
только  лишь полувоенными формированиями (6-8 тысяч  человек)  с
несколькими  танками  Т-55.  Но за ними  стоит  Москва,  которая
направила   на  ТВД  свои  бронетанковые  колонны  и  обеспечила
превосходство  в  воздухе.  Многими  подразделениями  повстанцев
командуют  российские офицеры-"добровольцы", ожидается  прибытие
сотен  других  военных.  На  Северном Кавказе  идет  мобилизация
казаков:  в  направлении  мятежного  региона  выехали  несколько
автобусов  с  добровольцами.  Тревога  объявлена  и  в  соседней
Абхазии,  противника  Тбилиси,  у  которой  имеется  60  танков,
современные  противотанковые ракеты, 116 БТР, 80  артиллерийских
орудий и 10 тысяч солдат.
   По   мнению  экспертов  по  стратегическим  вопросам,  Москва
попытается   поддерживать   открытым   коридор,   чтобы   спасти
сепаратистскую "столицу" Цхинвали. Грузины, наоборот, попытаются
расправиться   с   повстанцами,  прежде  чем  русские   подтянут
достаточное количество войск.
   

   
   La Stampa 09.08.2008
   "РАВНОВЕСИЕ НАРУШИЛ ФАКТОР КОСОВО"
   Франческо Семприни
   
   Вопросы    к    американскому   крелемленологу    Маршаллу
Голдману
   "Поддержка  Вашингтоном Грузии способствовала тому,  что  был
нанесен  военный  удар  по Южной Осетии". Таков  тезис  Маршалла
Голдмана,  одного  из  крупнейших  кремленологов  в  Соединенных
Штатах,  содиректора Центра исследований по России  Гарвардского
университета.  Он уверен, что выбор Тбилиси не  застал  врасплох
американцев.
   -  Какое значение для Грузии имела поддержка со стороны
Соединенных Штатов?
   -  Вне  всякого  сомнения, поддержка  со  стороны  Вашингтона
обеспечила    грузинскому    правительству    политические     и
стратегические    гарантии,   необходимые   для    развертывания
наступления.   Однако  же,  эта  поддержка  не  стала   решающим
фактором, принимая во внимание нестабильность во всем кавказском
регионе.
   -   Контроль   над   ситуацией   ускользнул   из    рук
американцев?
   -  Я  бы ответил нет, напротив, то, что происходит, вероятно,
стоит отнести на счет Соединенных Штатов. Я не хочу сказать, что
Белый дом одобрил военную атаку против Южной Осетии, но это было
предсказуемо.  Вообще-то, на кону самые различные  интересы,  не
только  национальные или религиозные, но и экономические. Грузия
строит  газопровод, который соединит Азербайджан  с  Турцией.  А
Россия  не  смирится  с  тем,  что нарушается  ее  монополия  на
природный  газ.  Таким образом, в последнее время  было  усилено
давление   на   соседнюю  страну,  которая,  в   свою   очередь,
отреагировала,  выбрав момент, когда внимание  всего  мира  было
приковано к другому событию.
   -   Америка   будет  продолжать   оказывать   поддержку
Тбилиси?
   -  Я  думаю,  да,  хотя на данном конкретном этапе  Вашингтон
будет  играть роль посредника, о чем свидетельствуют  переговоры
между  госсекретарем  Кондолизой  Райс  и  правительствами  двух
стран.  Президент  Джордж Буш никогда не выносил  на  обсуждение
содействие восстановлению территориальной целостности Грузии.
   -   Насколько   повлияла   независимость   Косово    на
регион?
   -   Очень  сильно.  Москва  продемонстрировала  неспособность
защитить  Сербию  и  использует  поддержку  Западом  Косово  для
военной  защиты автономии Южной Осетии, где россияне  составляют
большинство  населения.  Тбилиси  ответил  силой  на  провокации
последних месяцев.
   -   Вы   только   что  опубликовали   книгу   "Нефтяное
государство,  Путин,  власть  и  новая  Россия".  Какое  будущее
ожидает Кавказ?
   -  Будущее  будет жестким, и это будет связано с  той  мощью,
которой  обладает Москва в энергетическом плане. Италия получает
из  России  30%  газа, а Германия – 40%. Перспектива  сокращения
поставок  –  прекрасный дипломатический рычаг  для  отношений  с
Европой.  С другой стороны, поддержка США Грузии вернет ситуацию
в   равновесие.   Де   факто,  Южная  Осетия  будет   оставаться
независимой.
   
   
   
   
   Der Standart 9.08.2008
   ВОЙНА В ЗАКАВКАЗЬЕ
   Герхард Мангот
   
   На  нынешнем этапе развития эскалации конфликта  у  России
нет  и  не  было  иного  выбора, кроме военных  действий  против
грузинских формирований
   Пусть   даже   военное  положение  в  Южной  Осетии   кажется
запутанным, однако первые оценки все равно возможны:  в  военной
эскалации   конфликта   заинтересована   исключительно   Грузия.
Стратегические  действия  России были направлены  на  сохранение
статус-кво.  Поэтому  следует  исходить  из  того,  что  военная
эскалация позапрошлой ночью случилась по инициативе Грузии.
   Президент Грузии Саакашвили провозгласил стратегической целью
военной   операции  "восстановление  конституционного  порядка".
Соответственно,  грузинская  сторона  может  прекратить   боевые
действия  до  достижения  этой цели  только  ценой  потери  лица
Саакашвили.  На  нынешнем этапе развития эскалации  конфликта  у
России нет и не было иного выбора, кроме военных действий против
грузинских формирований. Натренированные американскими  военными
советниками   и   живущие  на  средства  военного   бюджета,   в
значительной  мере финансируемого США, вооруженные  силы  Грузии
(около  35 тыс. военнослужащих), которые прошли закалку в другом
кризисном  регионе,  в  Ираке, в состоянии  разбить  полувоенные
формирования Южной Осетии. Провал попытки отделения Южной Осетии
как  результат  российской бездеятельности стоил  бы  России  не
только  утраты  лица,  но  и  более существенных  стратегических
потерь.  Это  не  только  потеря доверия  к  России  в  мятежных
грузинских  регионах,  но  и утрата веры  в  ее  организационные
возможности  в  центральноазиатском  регионе.  Кроме  того,  это
укрепило  бы  позицию Саакашвили в Грузии  и  сделало  бы  через
несколько месяцев вероятной военную операцию против Абхазии.
   При  всем  том  российское руководство,  бросая  в  бой  свои
воинские   соединения,  преследует  минималистский   вариант   –
восстановление прежнего статус-кво.
   Боевые  действия переводят конфликт из формальное внутреннего
в  межгосударственную войну. Это радикальное изменение ситуации.
Имея  Россию в качестве военного противника, Грузия в  обозримое
время не имеет никаких шансов на интеграцию в НАТО.
   Герхард  Мангот является экспертом по России и профессором
политологии в университете Инсбрука.
   
   
   
   Die Welt 9.08.2008
   "ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ – ЭТО ДЛЯ ГРУЗИИ САМОУБИЙСТВО"
   Том Одебрехт
   
   В  последние недели конфликт в Южной Осетии тлел –  сейчас
он  разгорелся.  Регион находится на пороге войны.  Абхазия  уже
готова  открыть второй фронт. Уве Хальбах, эксперт по России  из
Фонда  науки  и  политики  в  Берлине,  анализирует  ситуацию  и
объясняет, что могут сделать ЕС или ООН.
   –  Как вы оцениваете легитимность грузинского  военного
нападения на столицу Южной Осетии?
   -  Согласно международному праву Южная Осетия входит в состав
Грузии, так что, собственно, эта акция является внутренним делом
Грузии.  Но  международное право также  не  оправдывает  попытки
возврата   мятежных   частей   страны   военными   методами.   В
соответствие  с  существующими  нормами  делать  это  нужно   по
возможности мирными средствами. На международной арене Грузию не
раз   предупреждали   о  недопустимости  использования   военных
методов.
   –  Насколько  сейчас велика опасность широкомасштабного
военного  противостояния  между  Грузией  и  Россией?  Может  ли
разгореться настоящая война? 
   -  В  последние  недели  мы наблюдали за  развитием  событий,
которого  многие  давно  опасались.  Я  говорю  о  развертывании
военной  кампании как следствии все сильнее сжимающейся  спирали
агрессии.  Мы  находимся  на пороге войны  и  теперь  необходимо
сделать   все   возможное,  чтобы  этой   войны   избежать.   На
международной арене должно быть сделано все возможное, чтобы  не
допустить полномасштабной войны между Россией и Грузией.
   – Какими возможностями обладают ЕС и НАТО для смягчения
конфликта формальными или неформальными средствами?
   - Первым делом необходимо использовать все каналы для диалога
с  Россией.  У  России  опять появились возможности  влияния  на
Грузию.  Необходимо разъяснить, что политика  решения  конфликта
военными средствами для Грузии самоубийственна. Его нужно решать
по  дипломатическим каналам. Насколько велик их  потенциал,  это
уже другой вопрос.
   –  Как  вы считаете, повлияет ли эта стычка  на  другие
конфликты в регионе?
   - Южная Осетия тесно связана с другой мятежной частью Грузии,
Абхазией. Абхазия уже заявила, что в случае нападения  на  Южную
Осетию  она  готова  открыть второй фронт.  Таким  образом,  два
конфликта уже связаны друг с другом. Кроме того, данная ситуация
развивается   на   Кавказе,  в  регионе,  где   имеются   другие
неразрешенные межнациональные конфликты. Прежде всего,  конфликт
между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха.
   
   
   
   Тема Дня 10.08.2008
   CША НЕ ПРИДУТ НА ПОМОЩЬ ГРУЗИИ, БОЯСЬ ОСЛОЖНЕНИЙ С РОССИЕЙ
   
   В воскресенье ведущие американские издания сосредоточились на
вопросе  реакции  США  на конфликт вокруг Южной  Осетии.  Газеты
приходят к выводу, что ни США, ни НАТО не окажут Грузии  военной
поддержки,  так  как  это чревато потерей содействия  России  по
другим ключевым глобальным вопросам.
   "Образ  президента Джорджа Буша, ведущего дружескую беседу  с
российским  премьер-министром Владимиром Путиным на Олимпиаде  в
Пекине  на  фоне  того, как российские самолеты бомбили  Грузию,
дает  представление  о  реалиях  политики  Америки  в  отношении
России",  – пишет газета International Herald Tribune  в  статье
"Столкновение  в  Грузии  как урок того,  что  США  нуждаются  в
России".
   "Хотя  Америка считает Грузию самым мощным союзником в  блоке
бывших  советских  стран, Вашингтон слишком сильно  нуждается  в
России по таким крупным вопросам, как Иран, чтобы рискнуть  всем
и встать на защиту Грузии".
   И  чиновники Госдепартамента в субботу дали четко понять, что
шансов    на    военное   вмешательство   США   нет,    отмечает
корреспондентка International Herald Tribune Хелен Купер.
   Буш  использовал жесткие формулировки, потребовав  от  России
прекратить   бомбардировки.  Госсекретарь  США  Кондолиза   Райс
потребовала,  чтобы Россия "уважала территориальную  целостность
Грузии". Что сделал Путин? Он отказал президенту Франции  Николя
Саркози  в  Пекине,  когда тот попытался  отговорить  Россию  от
военной  операции.  "Это была очень, очень  жесткая  встреча,  –
цитирует   International   Herald  Tribune   высокопоставленного
g`o`dmncn  чиновника. – Путин повторял: "Мы собираемся заставить
их заплатить. Мы добьемся правосудия".
   "То,  что  россияне только что сделали - впервые после  краха
СССР  предприняли решительную военную операцию и создали военную
реальность,  –  указал в беседе с корреспондентом газеты  Джордж
Фридман,  глава Stratfor, компании, занимающейся геополитическим
и  разведывательным анализом. – Они сделали это в  одностороннем
порядке,  и  все  страны,  которые  ждали,  что  Запад  устрашит
русских,   сейчас  оказались  в  положении,   когда   им   нужно
переоценить то, что произошло".
   По словам чиновников администрации Буша, мир, и, в частности,
США, имеют мало рычагов воздействия на поведение россиян.
   Таким  образом, полагает International Herald Tribune, сейчас
перед  администрацией  Буша  стоит вопрос:  стоит  ли  поддержка
Грузии,  которая является союзником США в большей  степени,  чем
все  другие  бывшие  советские  республики,  по  юго-осетинскому
вопросу,  того, чтобы осложнить отношения с Россией в то  время,
когда  содействие России в обуздании ядерных амбиций Ирана стоит
в первых пунктах внешнеполитической программы США.
   "Один  дипломат в ООН пошутил в субботу, что "если бы  кто-то
подошел  к россиянам и сказал: "Хорошо, меняем Косово на  Иран",
то сделка была бы в кармане".
   Это, возможно, гипербола, однако среди некоторых чиновников в
администрации  Буша  зреет  убеждение,  что,  возможно,  США  не
удастся получить все сразу, и им придется выбирать приоритеты, в
частности, когда речь идет о России", – пишет газета.
   "Сильная  поддержка  Соединенными  Штатами  Грузии,   включая
обучение  грузинских военных и поставки оружия, стали,  отчасти,
вознаграждением за поддержку, оказанную Грузией Америке в Ираке.
США  считали Грузию оплотом демократии в бывшем Советском Союзе.
Предполагалось,  что  на  ее  примере  другие  бывшие  советские
республики увидят преимущества союза с Западом".
   Однако  это  вкупе  с действиями Америки и Европы  по  Косово
заставили  Россию почувствовать угрозу, подчеркивает издание,  и
еще  более  убедили  ее, что она должна предпринять  агрессивные
меры  для  восстановления своей мощи, достоинства  и  влияния  в
регионе,  который считает своим стратегическим "задним  двором",
указывают эксперты по внешней политике.
   Усиление   агрессивности  России  по  времени   совпадает   с
занятостью  Америки  в  Ираке  и  Афганистане  и  приближающейся
конфронтацией с Ираном. Эти соображения означают, что  командует
парадом Москва, признают чиновники администрации Буша.
   "Мы поставили себя в положение, в котором глобально у нас нет
необходимых средств предпринять что-либо, – отметил  Фридман  из
Stratfor.  –  В таких обстоятельствах складывается  впечатление,
что мы молчим в тряпочку".
   Один  высокопоставленный  чиновник администрации,  когда  ему
процитировали  это  высказывание, засмеялся:  "Ну,  может  быть,
сейчас  мы  учимся молчать в тряпочку". Он попросил не  называть
его  имени  в  свете  того, что он не уполномочен  высказываться
публично по этому вопросу.
   Другая влиятельная американская газета, The Washington  Post,
в   статье   "США  критикуют  Россию  за  "эскалацию"  кризиса",
представляет  отчет  о беседе с высокопоставленным  американским
чиновником,  который провел брифинг для журналистов на  условиях
неразглашения его имени.
   "Нам  сложно понять, в чем заключается план России, – признал
он. – О том, кто выстрелил первым, можно спорить бесконечно".
   Чиновник  дал  понять, что на данном этапе США  или  НАТО  не
придут  на помощь Грузии. "В данный момент мы не обсуждаем  что-
либо,  выходящее за рамки международной дипломатии",  –  отметил
чиновник.
   Хотя  госсекретарь США Кондолиза Райс заявила в пятницу,  что
администрация направит посланника в рамках усилий по  содействию
урегулирования  кризиса, организованных ЕС  и  ОБСЕ,  вчера  она
приняла решение не делать этого немедленно, пояснил чиновник.
   Чиновник  добавил,  что  США и их  европейские  партнеры  еще
"прорабатывают"  параметры своей реакции.  Он  не  считает,  что
грузинский  конфликт может расшириться, потому  что  "это  очень
локализованный  конфликт, который, похоже, нацелен  на  создание
угрозы для демократического эксперимента в Грузии".
   Пока идет работа над стратегией, а готовых вариантов повлиять
на поведение России немного, администрация Буша сфокусирована на
попытках понять мотивы Москвы в применении мощного оружия против
относительно незащищенного соседа.
   "Многие    полагают,   что   одна   из   причин    применения
непропорциональной силы заключается в том, что Россия не  хочет,
чтобы Грузия вступала в НАТО", – пояснил чиновник.
   Россия,    по    сообщениям,   отказалась   от    какого-либо
посредничества в урегулировании конфликта, а российский премьер-
министр  Владимир  Путин, судя по цитатам в  российской  прессе,
назвал  действия  Грузии против Южной Осетии  "геноцидом".  "Это
довольно  мощные слова, которые не содействуют нам в прекращении
насилия, – заявил чиновник. – Как можно считать легитимным отказ
какого  бы  то ни было лидера в такой ситуации от международного
посредничества?"
   Он отметил, что, хотя в разжигании конфликта следует винить и
Грузию,  грузины предложили заключить соглашение  о  прекращении
огня. "Реакция России – усилить атаки, продолжать бомбардировки,
– завил он. – Нам очень сложно это понять".
   
   
   Le Figaro 11.08.2008
   ГРУЗИЯ: ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА НА ПЕРЕДОВОЙ
   Пьер Русселен
   
   Начинающаяся дипломатическая стадия конфликта в Южной  Осетии
будет  сложнее  осуществленных военных операций.  Помимо  судьбы
одной  сепаратистской провинции Грузии,  а  также  еще  одной  –
Абхазии, на весах – весь спектр отношений России и Запада.
   Владимир  Путин это понял, так как по возвращении с церемонии
открытия  Олимпийских  игр  в  Пекине  он  сделал  остановку  на
Кавказе.  В  первую  очередь, чтобы ободрить российских  солдат,
отправляющихся  в бой, а также для того, чтобы показать  Джорджу
Бушу  и  европейцам,  какое  значение  Москва  придает  нынешним
событиям в Грузии.
   Франции, председательствующей в Европе, выпала ключевая  роль
в посредничестве для будущих отношений Восток-Запад.
   Прежде  всего, необходимо срочно добиться прекращения  боевых
действий.  То,  что  готовится в Абхазии,  имеет  гораздо  более
широкий  размах,  чем  разрушения  в  Южной  Осетии.  Российские
бомбардировки  грузинской территории вне зоны  боевых  действий,
морская   блокада  и  подкрепления,  направленные   в   Абхазию,
показывают,   что  Кремль  не  допустит  ущемления   собственных
интересов в регионе.
   Специально ли Грузия развязала конфликт, желая взять под свой
контроль  Южную  Осетию?  Если да, то была  ли  на  это  санкция
Вашингтона?  Или,  наоборот, агрессором  является  Россия  из-за
масштабов ее реакции?
   Вместо  того  чтобы  пытаться  выявить  виновника  кризиса  и
выкрикивать   обвинения,   следовало  бы   определить   принципы
политического   выхода   из  ситуации,  во   многих   отношениях
безвыходной.
   Перед лицом российского стремления сохранить свои позиции  на
юге   Кавказа  необходимо,  прежде  всего,  решительно  защищать
суверенитет  Грузии. В обмен на этот принцип,  одобренный  всеми
странами ЕС и США, грузинский президент Михаил Саакашвили должен
успокоиться и отказаться от применения силы.
   Было  бы  абсурдно унижать Россию. Но потребовать, чтобы  она
прекратила поощрять сепаратистов, приступая к ползучей  аннексии
Южной  Осетии  и  Абхазии, – вот в чем приоритет  международного
сообщества. Это предварительное условие серьезных переговоров  с
Москвой о статусе двух сепаратистских регионов.
   Кремль  считает,  что  его интересы  затрагиваются  на  южном
Кавказе  и  в  "ближнем зарубежье". Грузия,  со  своей  стороны,
требует  полного суверенитета и пытается избавиться  от  России.
Она хочет вступить в НАТО, а Москва видит в этом угрозу.
   Обо  всем этом надо говорить. И здесь между США и Россией  на
передовой оказывается Евросоюз. Развивая немецкую инициативу  по
Абхазии,  европейская дипломатия должна найти средство выступить
посредником  в  переговорах с Москвой, чтобы  сохранить  мир  на
нашем   континенте.  Это  важнейшая  задача,  стоящая  в  период
французского председательства в ЕС.
   
   
   
   
   
   The Guardian 11.08.2008
   ВОЙНА НА КАВКАЗЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ?
   Хелен Уомэк
   
   Сценарий 1
   Если  Россия всерьез относится к своей миротворческой функции
в  регионе,  она  только отодвинет грузинские  войска  из  Южной
Осетии и попытается вернуть статус-кво, существовавший до  того,
как  на прошлой неделе разразился кризис. Однако возвращение  на
старые  позиции  будет нелегким делом. С одной  стороны,  жители
Южной  Осетии  полностью подавлены из-за  разгрома  их  столицы,
Цхинвали,  и гибели двух тысяч мирных граждан и едва ли  захотят
теперь  быть  частью  Грузии. С другой стороны,  Организация  по
безопасности  и сотрудничеству в Европе утверждает,  что  Россия
потеряла  свой  нейтралитет и стала одной из  сторон  конфликта.
Возможно, лучшее, на что может рассчитывать Грузия – что  Москва
аннексирует   (или,  с  точки  зрения  Южной  Осетии,   включит)
территорию в состав Российской Федерации.
   Сценарий 2
   Конфликт  может  расшириться.  Другой  сепаратистский  регион
Грузии,  черноморский  анклав  Абхазия,  мобилизуется,  и  скоро
Тбилиси,  возможно, придется сражаться на двух  фронтах.  Другие
небольшие народы также могут втянуться в войну на Кавказе.  Даже
Чечня  предложила  прислать миротворцев в Грузию,  и  российские
казаки   изъявили   желание  пойти  на   фронт.   Кремль   может
воспользоваться  хаосом, чтобы попытаться  свергнуть  президента
Грузии  Михаила  Саакашвили, которого  он  невзлюбил  со  времен
"революции  роз"  2003  года.  Некоторые  российские   чиновники
призывали  к  трибуналу в духе Гаагского, где Саакашвили  должен
предстать  в качестве военного преступника. С трудом  полученная
независимость Грузии может быть поставлена на карту, если Россия
введет марионеточный режим в Тбилиси.
   Сценарий 3
   Конфликт   может  распространиться  дальше,  охватив   бывшие
советские республики, такие, как Украина, которая, как и Грузия,
стремится в НАТО, и лояльный Москве Казахстан. Война в Югославии
покажется  мелочью  по  сравнению с любой войной  между  бывшими
советскими  республиками. Хуже этого может быть  только  военное
участие  Запада, которое представляется маловероятным,  учитывая
зависимость  Европы  от российских энергоносителей  и  занятость
Америки и Великобритании в Ираке и Афганистане.
   
   
   
   The New York Times 11.08.2008
   ГРУЗИЯ И РОССИЯ ПРИГОТОВИЛИ ИДЕАЛЬНОЕ ЗЕЛЬЕ ДЛЯ ВЗРЫВА
   С. Дж. Чиверс
   
   Когда  в  течение последних трех дней между Россией и Грузией
разгорелся  кровавый  вооруженный конфликт  неравных  сил,  даже
основные  действующие  лица  поразились,  сколь  быстро   мелкие
приграничные  стычки переросли в схватку, которая несла  в  себе
угрозу для правительства Грузии и, возможно, для страны в целом.
   По  словам  ряда  американских  и  грузинских  лиц,  ситуация
отличается  от вторжения России в Афганистан в 1979 году:  тогда
накануне нападения советские силы были сосредоточены, а  на  сей
раз, на прошлой неделе не было ощущения, что страна готовится  к
вторжению.  Даже  в  среду, отмечают они,  российские  дипломаты
настаивали  на  переговорах  между Грузией  и  Южной  Осетией  –
сепаратистской областью, где конфликт вспыхнул, а затем  перерос
в полномасштабную войну.
   "Непохоже,   что  это  было  нечто  заранее  продуманное,   с
массированным   сосредоточением   техники,   –   отметил   некий
высокопоставленный представитель американской  администрации.  –
Вплоть   до   ночи   накануне  боев  Россия,  казалось,   играла
конструктивную роль".
   Но,   хотя  непосредственные  причины  и  размах  российского
вторжения   застали   Грузию   и   западный   внешнеполитический
истеблишмент  врасплох, годами наблюдались  признаки  того,  что
Грузия  и  Россия  методично, хотя и  потихоньку,  готовились  к
конфликту.
   Вероятность   войны   повышали  и  еще   несколько   факторов
долгосрочного действия. В том числе это военные успехи Кремля  в
Чечне,  обеспечившие  России свободу рук и  ощущение  внутренней
безопасности, в которых она нуждалась для высвобождения войск  и
их  направления  за свои пределы, а также энергичная  поддержка,
которую  США оказывают грузинскому президенту Михаилу Саакашвили
–  фигуре, которую Кремль ненавидит и в личном, и в политическом
отношении.
   Более   того,  Соединенные  Штаты,  подготавливая  грузинских
военнослужащих  к  несению боевого долга в  Ираке,  по-видимому,
хотя  и неосознанно, способствовали тому, что Грузия осмелела  и
вступила в схватку, победить в которой не может.
   Американские  официальные лица и некий офицер, поддерживающие
контакты  с Грузией, говорят в кулуарах, что в результате  война
рискует  стать для США внешнеполитической катастрофой:  имидж  и
авторитет  Соединенных Штатов в регионе оказались  под  вопросом
после  того, как Америка оказалась неспособна помочь Грузии  или
удержать  Кремль  в  то время, как российская  армия  наращивала
наступление.
   Россия  создала  административный и военный фундамент  своего
плана еще до того, как Саакашвили в 2004 году пришел к власти  и
стал позиционировать себя как один из самых ярых критиков Кремля
в мире.
   В президентство Владимира Путина Россия и ранее предоставляла
свое  гражданство и раздавала паспорта практически всем взрослым
жителям  Южной Осетии и Абхазии – другой, намного более  крупной
сепаратистской   области,  где  Россия  в  эти   выходные   тоже
сосредоточила   свои   войска.   Запад   скептически    оценивал
юридическую  силу  раздачи тысяч российских паспортов  гражданам
другого государства.
   "Наличие    документа   еще   не   делает   тебя   российским
гражданином", – сказал в 2004 году некий американский  дипломат,
когда Россия расширила эту программу.
   Но  как  бы  это  ни  выглядело в юридическом  плане,  Кремль
заложил  фундамент для одного из аргументов в пользу  вторжения,
выдвигаемого его пиарщиками: российская армия пришла  на  помощь
российским   гражданам,   подвергшимся   нападению   иностранной
державы.
   В   последующие  годы,  между  тем  как  Россия  выступала  с
предостережениями,  Саакашвили становился все  смелее.  Когда  в
2004  году  он  пришел к власти, Грузия не  имела  контроля  над
четырьмя  областями, но две из них, самые маленькие,  Саакашвили
вернул (Аджарию в 2004 году и верхнюю часть Кодорского ущелья  –
в 2006) ценой небольших людских потерь.
   Победы   окрылили   его.   Он   продолжал   выдвигать    идею
воссоединения страны как центральный столп своей программы.
   Россия,  однако, начала принимать против Грузии разнообразные
ответные  меры. Она прекратила воздушное и почтовое сообщение  с
Грузией, закрыла границу и отказалась от грузинского экспорта. А
ко  времени,  когда  под  контроль  Грузии  вернулось  Кодорское
ущелье,  Россия  также укрепила свою власть над Чечней,  которой
теперь  в  основном  управляют местный лидер  Рамзан  Кадыров  и
чеченские силы, поддерживаемые Кремлем.
   Чечня  много  лет  создавала заботы для  российских  наземных
войск.  Но  благодаря  усилению Кадырова Россия  смогла  вывести
много своих частей и переключить внимание на другие регионы
   Одновременно  с  обострением "схватки воль" между  Грузией  и
Россией   активная  поддержка  Саакашвили  Соединенными  Штатами
создавала  напряженность во внешнеполитическом  истеблишменте  в
Вашингтоне и порождала споры.
   Одни  дипломаты  считали Саакашвили необычайно многообещающим
политиком, способным насадить в Грузии дух западной демократии и
сделаться    символом    перемен   в   политически-агонизирующих
постсоветских  государствах.  Саакашвили  поощрял  это   мнение,
позиционируя  себя  как  провидца,  идущего  в  авангарде  целой
колонны региональных демократических движений.
   Другие  дипломаты  тревожились, что и личность,  и  программа
Саакашвили  являют собой подспудный вызов Кремлю,  а  Саакашвили
превращает себя в олицетворение настороженного отношения  России
к намерениям Америки в бывшей империи Кремля. Они опасались, что
Саакашвили  втянет  США  и  Россию в  споры,  нежелательные  для
Америки.
   Это  ощущение было особенно сильно среди экспертов по России,
утверждавших,  что, каковы бы ни были плюсы позиции  Саакашвили,
его  импульсивность и национализм иногда берут верх над  здравым
смыслом.
   Риск  обострялся ввиду того факта, что США не просто поощряли
молодую грузинскую демократию, но и способствовали милитаризации
слабого грузинского государства.
   После прихода к власти Саакашвили старался снискать поддержку
Вашингтона и неуклонно приветствовал миссии США в Афганистане  и
Ираке.  Поначалу он не мог предложить почти никакой практической
помощи.  Грузинская  армия была мала, плохо вооружена  и  слаба,
командование было неэффективным.
   Но  взлет  Саакашвили  удачно совпал  с  ростом  потребностей
Америки в политической поддержке и иностранных военнослужащих  в
Ираке.  Саакашвили предложил свои войска, а Пентагон  предпринял
усилия  для  полного  переоснащения и  реорганизации  грузинских
вооруженных сил.
   На  высоком  уровне США помогли переписать  военную  доктрину
Грузии,  обучить  ее  командный состав и  штабных  офицеров.  На
уровне  взводов  и рот американские военные инструкторы,  в  том
числе  морские  пехотинцы,  обучали грузинских  солдат  основным
навыкам ведения боевых действий.
   Тем   временем   Грузия   начала  перевооружать   свои   силы
израильским  и  американским оружием,  беспилотными  самолетами-
разведчиками, средствами связи и командования войсками  на  поле
боя, новыми автомобилями, создавать запасы боеприпасов.
   Официальная задача состояла в том, чтобы приблизить Грузию  к
военным стандартам НАТО. В кулуарах грузинские официальные  лица
приветствовали военный инструктаж и модернизацию войск  и  четко
давали  понять, что считают участие в иракской кампании надежным
способом подготовить грузинских военных к "воссоединению страны"
–  таким  эвфемизмом  здесь предпочитают  именовать  возвращение
Абхазии и Южной Осетии под власть Грузии.
   В конце прошлой недели все эти политические курсы столкнулись
между  собой.  Некий  представитель американской  администрации,
ведающий делами Грузии, заявил на условиях анонимности  (дело  в
том,  что  США  пока не сформулировали свое очередное  публичное
заявление в ответ на произошедшее), что все пошло наперекосяк.
   По  его  словам, Саакашвили поступил безрассудно и дал России
основания  для  вторжения.  Вторжение,  заметил  источник,  было
устрашающим, диспропорциональным и жестоким, оно дает  основания
для  сурового  порицания.  Но животрепещущий  вопрос  состоит  в
другом:  насколько  далеко  зайдет  Россия,  стараясь  поставить
Грузию на приличествующее ей (в российском понимании) место?
   На протяжении выходных Кремль не проявил никакой готовности к
переговорам. Назревает унижение целой нации.
   "Грузины  почти  все потеряли, – сказал  источник.  –  Мы  им
всегда  говорили: "Не делайте этого, ведь у русских цели  далеко
не узкие".
   
   
   The Jerusalem 11.08.2008
   ИЗРАИЛЬ ПРОДАВАЛ ОРУЖИЕ ГРУЗИИ РАДИ СВЕДЕНИЙ О РОНЕ АРАДЕ
   Редакция
   
   Бывший  генеральный директор министерства главы правительства
Раанан  Гисин  заявил  в  интервью газете  Jerusalem  Post,  что
поставки  оружия  в Грузию были связаны с поиском  информации  о
судьбе    штурмана    Рона   Арада,   захваченного    ливанскими
террористами.
   По  словам Гисина, владелец газеты "Маарив" Яаков Нимроди был
инициатором оборонных соглашений с Грузией.
   "В  1990-х  годах  Грузия поддерживала  хорошие  отношения  с
Ираном,   заключала  соглашения  о  поставках  газа   и   другие
экономические   договоренности.  В   Израиле   надеялись,   что,
возможно,  через  грузинских посредников  можно  будет  получить
информацию  о  судьбе  Рона Арада. Это  был  один  из  факторов,
влиявших  на установление тесных отношений с Тбилиси", –  заявил
Раанан Гисин.
   Он  подчеркнул, что разрешение министерства обороны, выданное
на экспорт оружейной продукции в Грузию, распространялось только
на  оборонительные вооружения. По его словам, грузинская сторона
желала  получить ракеты класса "земля-воздух", чтобы  защититься
от российской авиации в случае конфликта.
   Раанан Гисин отметил, что все сделки, о которых ему известно,
заключались  отдельными бизнесменами, и не были соглашениями  на
правительственном уровне. "Грузия была обеспокоена  ситуацией  в
сепаратистских регионах, вроде Осетии", – сказал он.
   Гисин  подчеркнул, что Израиль, желающий поддерживать  добрые
отношения  и  с  Тбилиси, и с Москвой, никогда  не  был  главным
поставщиком оружия на Кавказ.
   
   
   
   Die Welt 11.08.2008
   КОНФЛИКТ НА КАВКАЗЕ УЧИТ НАС БОЯТЬСЯ
   Михаэль Штюрмер
   
   В  ходе  войны в Южной Осетии российская  армия,  по  всей
видимости,  одержала  верх над Грузией на  большей  части  линии
фронта. Однако этот военный успех не может ввести в заблуждение:
конфликт  несет  в  себе  "угрозу  распространения"  для   всего
региона, он может разгореться и дойти до Европы.
   Политика  дает нам дополнительные уроки географии и  истории.
Каких-то 10 лет назад кто всерьез задумывался о Косово?  Или  об
Абхазии,  Южной  Осетии и Аджарии? Как так получилось,  что  эти
регионы,  принадлежность которых вызывает  споры,  могли  внести
такую неуверенность в мировую политику?
   Грузия  хочет  стать  членом Североатлантического  альянса  и
Евросоюза. Американцы поддерживают оба этих стремления. Но перед
вступлением  в  западные  альянсы  и  союзы  государство  должно
разобраться со своими территориальными проблемами.
   Президент  Грузии, вероятно, усмотрел в политике русификации,
проводимой  могучим  соседом,  опасность  окончательной   утраты
мятежных  территорий.  Он  решил  разделаться  с  "замороженными
конфликтами" огнем. Русские ответили ему военными мерами.
   Таким образом война вокруг одной только Южной Осетии несет  в
себе  "угрозу  распространения" для всего региона.  Трубопровод,
проходящий через Грузию, был подвергнут бомбардировке,  но  цель
не была повержена: неясно, намеренно, как предупреждение, или из
тактических соображений. По этому нефтепроводу идет нефть  –  по
большей  части  в  Европу. Мировой конъюнктуре  не  хватало  еще
играть с огнем.
   Война  выводит на свет вещи, которые обычно остаются в  тени.
Во-первых,   становится  очевидным  тот  факт,  что   балканские
конфликты  1990-х годов до сих пор имеют последствия. Во-вторых,
видно,  что Россия не хочет отдавать регионы вблизи своих  южных
границ и демонстрирует классическую великодержавную реакцию.
   В-третьих,  для  Америки начало войны было  неожиданностью  и
оказалось  совсем некстати. В-четвертых, Западу  в  целом,  а  в
особенности  Европе,  можно  было  бы  посоветовать   соотносить
обещания со своими возможностями.
   Лидер  "революции роз", имевшей место в Тбилиси в 2004  году,
Михаил  Саакашвили сделал слишком высокие ставки и его  проигрыш
поэтому  был  очень  большим.  В  дипломатическом  плане  и  при
проявлении  недюжинного терпения у него в схватке с Россией  еще
есть  шансы,  но  вот  в военном плане он однозначно  проиграет.
Шансы его страны на то, чтобы однажды действительно стать частью
западной системы, превращаются в груду развалин.
   
   
   
   El Pais 11.08.2008
   КОСОВО – ДА, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ – НЕТ
   Тьерри Малиньяк
   
   Как  и  следовало ожидать, западные политики  (в  большинстве
своем),   еще   недавно  со  слепым  энтузиазмом  поддерживавшие
последний  этап  расчленения Сербии и независимость  Косово,  не
замедлили  стать свидетелями первых (и, возможно, не  последних)
последствий собственной безответственности. Жители Южной  Осетии
сочли:  раз  можно  менять  границы по этническому  принципу  на
Балканах,  то почему бы не сделать этого на Кавказе?  Тем  более
что   усугубление  существовавшей  ситуации  стало   делом   рук
правительства  Тбилиси,  которое без  какой-либо  предшествующей
провокации решило нарушить мирное соглашение, подписанное в 1992
году,  и  вторгнуться  с  огнем и мечом  в  регион,  подавляющее
большинство  населения  которого  не  хочет  входить  в   состав
грузинского  государства.  Все указывает  на  то,  что  не  будь
контратаки  – тоже кровавой – армии России, одного  из  гарантов
мирного   соглашения  1992  года,  войска  Тбилиси  утопили   бы
южноосетинское сопротивление в крови.
   Можно  было бы ожидать, что те, кто так яростно вчера защищал
право  косоваров  на  самоопределение  и  отделение  от  Сербии,
проявят сегодня те же чувства к жителям Южной Осетии. Ан нет: на
этот    раз    главным    приоритетом    оказалось    сохранение
территориальной  целостности Грузии в  ее  нынешней  форме.  Еще
вчера  гибкие  границы  на Балканах вдруг  приобрели  сакральный
статус  на Кавказе. В чем причина таких двойных стандартов?  Или
есть  хорошие и плохие сепаратисты? Первые пользуются поддержкой
Запада  и вредят союзникам России, как косовары, вторых  следует
атаковать,   потому   что  они  вредят   друзьям   Запада,   как
южноосетины.  К тому же, в отличие от кинозлодея  и  к  тому  же
партнера   Москвы,   каким  был  Слободан  Милошевич,   нынешний
грузинский президент Михаил Саакашвили, множивший число  угодных
американцам  заявлений, направил свои  войска  в  Ирак  и  хочет
интегрировать Грузию в НАТО. Перед лицом такой преданности разве
может что-либо значить для западных администраций судьба жителей
Абхазии и Южной Осетии?
   В  ожидании, когда ЕС определит (если получится) свою позицию
по  данному  конфликту,  остается  слабая  надежда  на  то,  что
европейцы   сумеют   продемонстрировать  хотя   бы   минимальную
независимость  суждения от США, чьи интересы  в  зоне  конфликта
отличаются  от  европейских:  для  Вашингтона  этот  чрезвычайно
отдаленный  конфликт – всего лишь еще один эпизод  в  борьбе  за
ослабление влияния России на окраинах бывшего СССР. Кроме  того,
остается  еще одна надежда: что европейские политики  наконец-то
найдут  в  себе смелость задуматься о состоятельности стратегии,
проводимой   в  последние  десятилетия  в  юго-восточной   части
континента. Стратегии, приведшей к пересмотру границ якобы  ради
великих принципов и прав народов, но ограничившейся в результате
попыткой  передела  старых  зон  влияния  и  воскрешения  старых
призраков холодной войны. И раз уж после Косово право народов на
отделение   от  государства,  в  котором  они  не  хотят   жить,
превратилось  в  новую  ось европейской  дипломатии,  пусть,  по
крайней мере, это право признается за всеми, а не выборочно.
   
   

   The Times 11.08.2008
   МИР ИЗБЕЖАЛ НОВОГО САРАЕВО
   Уильям Рис-Могг
   
   Между  сербским  кризисом по состоянию на июль  1914  года  и
грузинским   кризисом   по  состоянию  на   август   2008   года
прослеживаются   тревожные   параллели,   хотя   два   указанных
исторических события и неодинаковы. В обоих кризисах центральную
роль  играет  российский  фактор; в обоих  столкнулись  интересы
националистов;  стороны были охвачены чувством  страха.  В  1914
году  Австро-Венгрия боялась, что Германия оставит ее,  Германия
опасалась  растущей силы России, Россия боялась, что ее  оставит
Франция, Франция беспокоилась, что ее подведет Великобритания, а
Великобританию  беспокоило развитие немецкого флота.  Каждая  из
ведущих  держав  ощущала  угрозу. А в  результате  отказ  Сербии
удовлетворить австрийский ультиматум привел к тому, что все были
втянуты в войну, которой желали немногие. Самая слабая из держав
приняла ключевое решение.
   Сегодня  ситуация  во многом похожа, хотя  и  не  аналогична.
Главная ее особенность заключается в том, что почти 20 лет назад
распался  Советский  Союз  и его сменила  Российская  Федерация.
Варшавский  договор  давно уже распался,  и  большинство  стран,
входивших в него, вступило в ЕС и в НАТО – Россия же была  не  в
том положении, чтобы возражать.
   В  то  же  время  существует  целый  ряд  недавно  получивших
независимость  государств (Грузия в их числе), которые  не  были
членами   Организации  Варшавского  договора,   но   входили   в
Российскую  империю  в XIX и XX веках. Это  "ближнее  зарубежье"
Россия считает естественной сферой своего влияния.
   Новая  Россия Владимира Путина придерживается национализма  в
стиле  старого  царского режима, и она стремится  защищать  свои
интересы.  В  1990-е  годы,  в эпоху Ельцина,  Россия  не  могла
претендовать на эти традиционные позиции, поскольку была слишком
слаба.  Но  теперь  она возвращает указанные  позиции,  и  этому
способствует все более важная роль России как поставщика нефти и
газа.
   В  1914  году  в Европе было шесть ведущих держав:  Германия,
Франция,  Великобритания, Австро-Венгрия, Италия и  Россия.  Все
они  располагали  колониальными владениями. Большинство  из  них
объединяли  различные  народы,  и националистические  настроения
создавали   проблемы   внутри  указанных  стран.   Например,   в
Великобритании существовала ирландская проблема.
   В  2008  году  в мире существует шесть крупных центров:  США,
Китай,  ЕС,  Индия,  Россия  и Япония.  Ислам  –  явление  иного
порядка.   Все   эти  силы  в  определенной  степени   опасаются
ослабления своих экономических или политических позиций.
   Некоторые   из   этих  держав  усиливаются,   другие   скорее
ослабевают.   Россия,   похоже,   не   располагает   достаточной
экономической   базой  или  населением,   чтобы   путинизм   мог
участвовать  во  всемирной конкуренции.  США,  вполне  вероятно,
будут лидировать в мире еще на веку следующего поколения, однако
их разрыв с другими странами сокращается. Европа не справилась с
культурными различиями входящих в нее государств. Китай и  Индия
–  развивающиеся сверхдержавы. Но все эти центры находятся почти
в таком же небезопасном положении, в каком пребывали европейские
державы   в  1914  году,  а  грядущая  нехватка  энергоносителей
вызывает у них неуверенность.
   В  этих  обстоятельствах попытка правительства Грузии вернуть
Южную   Осетию  под  свой  контроль  с  помощью  силы  оказалась
опрометчивой.  Какого еще ответа она ждала от России?  Грузия  –
кандидат  на  вступление в НАТО, но европейские  члены  альянса,
особенно Германия, могут счесть грузинское правительство слишком
импульсивным для того, чтобы блок предоставлял ему  гарантии.  В
мире, где царит неуверенность, ведущие державы не могут идти  на
риск,  связанный с локальными конфликтами, поскольку те способны
перерасти в большие войны.
   
   

   Le Temps 11.08.2008
   ХОЛОДНЫЙ ПОТ ТЕЛЬ-АВИВА
   Серж Дюмон
   
   Израильские военные "консультируют" Грузию
   Занимающий  четвертое  место в мире по производству  военного
снаряжения  Израиль  стал  одним из  трех  основных  поставщиков
оружия в Грузию. Помимо беспилотных самолетов-разведчиков – один
из которых был сбит четыре месяца назад российскими вооруженными
силами    –   израильская   военная   промышленность   поставила
гранатометы  и  электронное  оборудование,  предназначенное  для
повышения      результативности     грузинских     истребителей-
бомбардировщиков Су и вертолетов Scorpion.
   
   "Провокация" с точки зрения Москвы
   Примерно  год назад министр обороны Грузии – некоторое  время
проживший в Израиле, а затем вернувшийся в свою страну, –  хотел
заказать  танки "Меркава", лучший образец военной промышленности
Израиля,  но  американская  администрация  воспротивилась   этой
сделке,  которую  Москва сочла "провокацией".  Однако  Вашингтон
промолчал,  когда  Израиль  поставлял  грузинской  армии  тысячи
ручных  пулеметов Tabor, а также ракеты класса "земля-воздух"  и
"воздух-воздух".
   В  2007  году несколько отставных высокопоставленных офицеров
ЦАХАЛа  были  наняты  в качестве "советников"  своих  грузинских
коллег.  Наиболее  известны  из  них  генерал  Израэль   Зив   и
подполковник  Гал Хирш. Первый командовал военными операциями  в
секторе  Газа  в период израильской оккупации. Второй  руководил
операциями  в  Рамаллахе в начале второй интифады. Он  разместил
танки в черте поселения Псагот, возвышающегося над Рамаллахом, и
приказал, чтобы они открывали огонь несколько раз в день.  После
перевода  на ливанскую границу он командовал войсками в  момент,
когда  два израильских солдата были похищены "Хизбаллой" в  июле
2006  года.  Из-за низкой эффективности своих  действий  в  ходе
второй ливанской войны он был вынужден уйти в отставку.
   Спустя несколько часов после начала конфликта между Россией и
Грузией  израильские  власти приказали  своим  бывшим  генералам
молчать.   Кроме  того,  министр  иностранных  дел  Ципи   Ливни
предложила  Эхуду  Ольмерту  и  министру  обороны  Эхуду  Бараку
заморозить все действующие контракты на поставку оружия.
   
   Все до копейки
   "Израиль   соблюдает   осторожность,   –   поясняет   военный
обозреватель Аллон Бен Давид Харель. – Разумеется,  эти  продажи
оружия  являются важной статьей бюджетных поступлений в  твердой
валюте, тем более ценной, что Грузия выплачивает все до копейки.
Однако  у  России  есть средства давления  на  Израиль.  Она,  к
примеру,  может  усилить  военное сотрудничество  с  Ираном  или
продать  более современное оружие Сирии, прекрасно понимая,  что
часть  этого  оружия  окажется в арсенале "Хизбаллы".  От  такой
перспективы  наше  руководство  бросает  в  холодный  пот:   оно
стремится выбраться из грузинской трясины, не раздражая  Тбилиси
и  не  создавая  впечатления, будто оно  подчиняется  указам  из
Москвы".
   
   
   
   La Stampa 11.08.2008
   ФРАНКО ФРАТТИНИ: "ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ НЕМЕДЛЕННО,
   НО МОСКВА НЕ ДОЛЖНА ОКАЗАТЬСЯ В ИЗОЛЯЦИИ"
   Антонелла Рампино
   
   Интервью с министром иностранных дел Италии
   - Господин министр, спустя 48 часов после начала  войны
Италия  выступила с требованием о прекращении огня, а между  тем
конфликт  в Южной Осетии распространяется на Абхазию  и  рискует
охватить   и  другие  кавказские  республики  бывшей   советской
империи.   Не   слишком  ли  европейская  инициатива   слаба   и
медлительна,  к  тому же ее осуществление поручено  одному  лишь
Саркози,  единственному, кто сразу же позвонил Путину и попросил
его зачехлить оружие?
   -  Саркози  позвонил  Путину,  поскольку  является  очередным
председателем  Европейского  союза,  и  через  10  минут  Путину
позвонил  Берлускони.  Я  сказал: "Сильвио,  и  ты  тоже  должен
поговорить  с Владимиром. Объясни ему, что мы не против  России,
что  мы все хотим, чтобы Москва была ближе к ЕС". В разговоре  с
Берлускони  Путин  повторил  свою позицию:  Россия  имела  право
вторгаться в Грузию.
   -  Так же, как Россия продолжает поступать и  в  Совете
Безопасности,  в то время как Соединенные Штаты  хотят  твердого
осуждения.
   - Россия хочет, чтобы в резолюции ООН было ясно написано, что
Грузия первой нарушила международные правила. В настоящее  время
проводятся  переговоры  для выработки  адекватной  формулировки,
решение  в  скором времени уже может быть найдено. Я только  что
разговаривал  с  Кондолизой Райс, она настроена  неоптимистично.
Она  просила  Италию  выступить  в  роли  посредника.  Этим  мы,
естественно, и занимаемся.
   - Какова позиция Италии?
   - Италия полагает, что нельзя создавать антирусскую коалицию,
и  в  этом  мы  близки с Путиным. Но Москва должна  понять,  что
вопрос  о  поддержании  мира, доверенном  сегодня  исключительно
российским военным, должен обсуждаться с мировым сообществом.
   -  Иными  словами,  к  российским  силам,  которые   на
протяжении   нескольких  лет  в  соответствии  с   международным
мандатом  находятся в кавказских республиках, в том  числе  и  в
Южной  Осетии, должны присоединиться и силы других стран. Италия
направит свои войска?
   -  Если Кушнер после встреч в Тбилиси и в Москве представит в
среду  свое  предложение на совещании министров иностранных  дел
европейских стран и если это предложение будет принято,  мы  его
рассмотрим.  Существует  много  "если",  и  речь  будет  идти  о
перераспределении наших сил, которые не безграничны,  с  отзывом
военнослужащих  из других международных миссий.  Но  уже  сейчас
можно   говорить,  что  мы  готовы  направить  в  Южную   Осетию
гуманитарную помощь.
   - Не является ли признаком европейской слабости то, что
в  игру  вступил министр иностранных дел Франции, а  не  Солана,
возглавляющий европейскую дипломатию?
   -  Я  не  сомневаюсь,  что Солана вступит  в  нужный  момент.
Инициатива   ЕС   и  ОБСЕ  направлена  на  то,  чтобы   избежать
распространения  войны  на  весь Кавказ  и  призвать  Россию  не
поддаваться на провокации. И этот вопрос я обсуждал с  министром
иностранных дел Франции Кушнером и с финским министром  Стуббом,
который  представляет  ОБСЕ;  необходимо  избежать  того,  чтобы
сформировался антироссийский альянс. Как французская, так и наша
позиция  ясна:  Европу  ожидают  негативные  последствия,   если
сложится  coalition  of  willing,  коалиция  выступающих  против
России,  как это могло бы случиться, если бы прошло предложение,
выдвинутое  Польшей,  Чехией,  Литвой  и  Эстонией,   о   созыве
чрезвычайного   совещания   глав   государств   и   правительств
европейских  стран по конфликту в Осетии. Требовать  его  созыва
означает   требовать  осуждения  России.  Такая  позиция   может
негативным образом сказаться на всей Европе.
   -  Это  позиция бывших республик СССР, которые  сегодня
являются  членами ЕС. И Джордж Буш говорит, что эта война  может
подорвать российско-американские отношения.
   -  Поэтому  очень  важно, чтобы Европа была едина,  чтобы  не
разделялась  на  группы и группки. Европа  должна  стать  мостом
между  Соединенными  Штатами  и Россией,  если  она  хочет  быть
влиятельным политическим действующим лицом: на кону – доверие  к
ней.  И Италия играет важную роль в посредничестве, в том  числе
благодаря  дружбе с русскими, а также важную  роль  в  ООН  и  в
Совете Безопасности.
   -   Эта   война  приближает  Грузию  к  Европе?   Путин
утверждает,   что   в  Южной  Осетии  имели   место   этнические
чистки.
   -   Эта  война  отдаляет  Грузию  не  только  от  Европы,  но
значительно  усложняет и проведение Совета НАТО, намеченного  на
декабрь.  Совершенно очевидно, что рекомендации и предупреждения
должны  быть  направлены обеим сторонам, Грузии и России.  Но  и
расширение НАТО за счет Грузии требует отсрочки. Еще  и  поэтому
очень   важно,  чтобы  стороны  вновь  вернулись  к   выполнению
положений о прекращении огня.
   
   
   
   
   
   El Pais 11.08.2008
   ПУТИН НА ВОЙНЕ
   Редакция
   
   Непропорциональный      ответ      российского      лидера
свидетельствует  о  его  стремлении  утвердить  свою  власть   в
регионе
   Хрупкое  равновесие  на Кавказе разлетелось  вдребезги  после
того,  как  президент Грузии Михаил Саакашвили принял решение  о
военном  вторжении  в  Южную  Осетию.  Это  было  трагическое  и
ошибочное решение, выходящее далеко за рамки соображений о  том,
что  ситуация  в  этой  автономной  республике,  провозгласившей
собственную  независимость в 1991 году, является посягательством
на грузинскую территориальную целостность.
   Саакашвили  не  следовало вершить правосудие собственноручно,
какими  бы серьезными ни были провокации со стороны сепаратистов
и  как  бы снисходительно ни относились к ним российские власти.
Применение  силы в отношении Осетии не только не  оправдано,  но
еще   и   является  политической  ошибкой,  которой   попытается
воспользоваться Путин.
   Своим  несоразмерным ответом на это непростительное нападение
Путин,  похоже,  намерен создать прецедент разрешения  вопросов,
выходящих далеко за рамки территориальных споров на Кавказе. Его
поспешное  возвращение  из  Пекина для  наблюдения  за  военными
операциями с территории Северной Осетии напоминает о том, что он
все еще является лидером России и его готовность вновь применить
кардинальные  методы, использованные в Чечне, остается  прежней.
Стало  ясно, что президент Медведев уступил главную роль в  этом
кризисе Путину, который никогда не делал подобных уступок  своим
премьер-министрам  в  ходе предшествовавших эпизодов  чеченского
конфликта, всегда разрешаемых огнем и мечом.
   Жесткой  атакой  на  Грузию  Путин  хочет  одновременно  дать
понять,  что  статус  России  как великой  державы  не  подлежит
обсуждению  и  что она не потерпит изменений против  ее  воли  в
региональном статус-кво. Допустить инициативу, подобную той, что
предприняла  Грузия  в Осетии, означало бы  не  только  ослабить
позицию  России  на Кавказе, но и посеять сомнения  относительно
места, на которое она претендует на международной арене.
   Членство России в Совете Безопасности практически лишает  ООН
возможности  остановить  войну,  которая  уже  перекинулась   на
Абхазию и грозит вскрыть конфликты в Чечне, Ингушетии и Нагорном
Карабахе.  В  результате  Евросоюз остается  одной  из  немногих
структур, способных помогать сдерживанию эскалации, при  которой
Путин  непременно добьется военной победы, несущей  политические
дивиденды его режиму. Вчера он проигнорировал предложение Грузии
о   переговорах  после  объявления  о  прекращении  огня.   Если
международное сообщество не найдет способ напомнить  российскому
премьер-министру, что его политические интересы  нельзя  ставить
превыше  правил, даже если эти правила были нарушены президентом
Саакашвили  при вторжении в Южную Осетию, Москва может  в  конце
концов поддаться гораздо более опасным искушениям.
   Тем  временем  бомбардировки Грузии по приказу  Путина  стали
первыми,  осуществленными Россией за пределами ее  международно-
признанных границ после вторжения в Афганистан в 1979 году. Ради
мира  во всем мире и международной безопасности они должны стать
последними.
   

   
   Der Standart 11.08.2008
   ТЕМПЕРАМЕНТНЫЙ ГРУЗИН ТЕРЯЕТ СВОЮ СТРАНУ
   Маркус Бернат
   
   Российское  вторжение  как  на  ладони:  президент  Грузии
Михаил  Саакашвили  в  последние  годы  тормозил  "ястребов"   в
правительстве
   Искусство  государственного управления –  это  точно  не  тот
навык,  которому  можно  было бы поучиться  у  такой  страны  на
Кавказе,  как Грузия. Быть главой государства там, как  правило,
означает  быть скорее частью эпоса, который остается  неизменным
на  протяжении веков и зиждется на мести, чести и других  мнимых
мужских  достоинствах.  Михаил  Саакашвили,  нынешний  президент
Грузии,    явил   этому   очередной   пример,   отдав    имевший
катастрофические  последствия приказ  атаковать  сепаратистов  в
Южной Осетии.
   К   чести  Саакашвили  следует  отметить,  что  именно  он  в
последние  годы тормозил "ястребов" в своем правительстве,  как,
например,   бывшего   министра   обороны   Ираклия   Окруашвили,
лишившегося   своего  поста  в  равной  степени  драматичным   и
сомнительным с позиций правового государства образом.  Последний
еще  в  2004 году хотел войти в Южную Осетию – небольшой регион,
расположенный всего в одном часе езды на машине от Тбилиси.
   Если судить по сегодняшней ситуации, то Саакашвили только  на
пятом году своего взрывоопасного президентства поставил на кон и
проиграл  все  то,  чего ему удалось добиться:  Россия  вошла  в
Грузию, Запад хоть и симпатизирует грузинскому лидеру, однако не
спешит  с  помощью, а Южная Осетия, как и другой,  более  важный
сепаратистский регион – Абхазия, на обозримое будущее потеряна.
   При  этом  одним из основных обещаний, которые в январе  2004
года  давал  своему  народу 40-летний Саакашвили,  затем  с  его
помощью  повторно  избранный президентом  спустя  4  года,  было
именно  восстановление  территориальной целостности.  Другим  не
менее  важным обещанием была борьба с коррупцией в  стране;  при
этом  Саакашвили,  юрист  по образованию,  добился  в  последнем
успеха – по крайней мере на самых низших уровнях бюрократии.
   Но  все  чаще поперек дороги самому старшему из трех  сыновей
врача  Николоза  Саакашвили и университетского профессора  Гиули
Аласании  встает  его  темперамент.  В  ноябре  2003   года   он
срежиссировал  "революцию роз" и с цветком  в  руке  ворвался  в
здание   парламента,   вынудил  тогдашнего  президента   Эдуарда
Шеварднадзе уйти в отставку и утвердился во власти, окружив себя
командой   еще   более  молодых  и  зачастую  также   получивших
образование на Западе политиков.
   Упорно   ходят   слухи   о   психической   неуравновешенности
Саакашвили.  Когда в ноябре 2007 года он вышел из  себя,  гневно
обличая  собравшихся  на улицах Тбилиси  демонстрантов,  и  ввел
чрезвычайное  положение, в чувство его, по всей видимости,  смог
привести только соответствующий укол.
   
   
   
   The Guardian 11.08.2008
   ЭТО НЕ ВОЙНА ЗА НЕФТЕПРОВОД, А ПОКУШЕНИЕ НА РОССИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ
   Джонатан Стил
   
   Обострение  вражды между Россией и Грузией некоторые  назвали
"войной  за  нефтепровод". Окруженные  сушей  огромные  нефтяные
ресурсы Каспийского моря являются важным фактором, в особенности
после того, как Грузия стала основной страной для транзита нефти
из  Баку  в  Азербайджане в турецкий порт Джейхан на Средиземном
море.
   Трубопровод, строительство которого было закончено в мае 2006
года,  является вторым по протяженности в мире. Хотя его маршрут
был  выбран  так,  чтобы миновать Россию,  лишив  Москву  рычага
влияния  посредством  основного энергоресурса  и  потенциального
источника давления, нынешний кризис на Кавказе касается вопросов
куда более крупных, чем нефть.
   Нефтепровод     Баку-Тбилиси-Джейхан     является      только
второстепенным   элементом   в  более   крупном   стратегическом
уравнении   –  спонсируемой  Соединенными  Штатами,  но   охотно
осуществляемой  несколькими  их  новыми  союзниками  –   бывшими
советскими   республиками   попытке   сократить   все    аспекты
российского   влияния   в   регионе,  будь   то   экономические,
политические, дипломатические и военные.
   Президент Грузии Михаил Саакашвили относится к этой стратегии
с   наибольшим   энтузиазмом.  Его  "соседи  по   нефтепроводу",
Азербайджан  и  Турция,  настроены  не  столь  решительно.   Они
пытаются   получить  экономические  преимущества  от  каспийской
нефти,   поддерживая  хорошие  отношения  с  Россией  и  избегая
провокаций.
   Сейчас  вопрос  в  том, не навредил ли Саакашвили  сам  себе.
Привела ли эскалация кризиса в Южной Осетии к чему-то еще, кроме
как  к  исчезновению  всяких  шансов на  нормализацию  отношений
Грузии с Россией, пока он остается президентом? Не усилил ли  он
впечатление о своей горячности, сложившееся у западных  лидеров,
и  не  разрушил  ли  надежды  на то, чтобы  начать  этой  осенью
переговоры  с НАТО о вступлении в альянс? Франция и  Германия  в
апреле  заставили президента Буша отложить на несколько  месяцев
реализацию  плана  действий  по вступлению  Грузии  в  НАТО.  Их
аргумент о неготовности Грузии теперь может усилиться.
   Неожиданный  кризис  поставил  США  в  неприятное  положение.
Поддерживая  стремление  Грузии  вступить  в  НАТО,  Белый   дом
скептически оценивал возможности начала военных действий,  зная,
что  она  слаба перед лицом могущественной ответной силы России.
При  посещении бывшей советской республики в 2005 году президент
Буш   призвал  Саакашвили  сохранять  хладнокровие.  "Грузинские
лидеры  знают,  что  мирное урегулирование конфликта  важно  для
вашей  интеграции в трансатлантическое сообщество", – заявил  он
на огромном митинге в Тбилиси.
   Сторонники Саакашвили утверждают, что именно решение отложить
план  действий  по  вступлению в НАТО заставило  Россию  усилить
трения  в Абхазии (другой мятежной зоне Грузии) и в Южной Осетии
весной  и  летом. "Русские интерпретировали это как  открывшуюся
возможность",  –  заявил  вчера Георгий  Канделаки,  заместитель
председателя  комитета парламента Грузии по  иностранным  делам.
Как  и  другие  грузины, он утверждает, что это  не  его  страна
ответственна  за  эскалацию конфликта, который последние  месяцы
проявлялся лишь в виде приграничных инцидентов.
   Российское контрнаступление теперь, похоже, готово  захватить
40%  Южной  Осетии, остававшейся до прошлой недели под контролем
Грузии.  "Они  (русские) теперь контролируют значительную  часть
Южной  Осетии,  –  отметил Канделаки, добавив:  –  Они  пытаются
захватить всю Абхазию".
   Если русским это удастся, им придется решать, использовать ли
завоеванные  территории как разменную монету  на  переговорах  с
Саакашвили  или  пойти  на крайние меры,  призвав  Южную  Осетию
сделать   то,   чего  желает  большая  часть  ее   населения   –
провозгласить  независимость от Грузии и провести референдум  по
присоединению  к  Северной Осетии, ее  этническому  близнецу  на
севере  Кавказа. Премьер-министр России Владимир Путин  намекнул
на  более  жесткий вариант, когда сказал беженцам из  Осетии  на
этих выходных, что Грузия лишилась права управлять территорией.
   Когда  борьба  завершится и пыль уляжется,  Саакашвили  может
также  столкнуться с натиском со стороны грузинской политической
оппозиции.  В  пылу  борьбы  парламентские  лидеры  встали   под
национальный  флаг,  но  если  битва  закончится  выводом   всех
грузинских  войск  и  граждан  из Южной  Осетии  и  Абхазии,  то
Саакашвили  могут  призвать  к  ответу  за  потерю   не   только
территории, но и шанса на скорейшее вступление в НАТО.


* На главную страницу дайджеста * На главную страницу журнала *